|
Девять мучеников Кизических. Середина XVIII века. Кострома. Иван Федоров Липин. Дерево, левкас, темпера. 31,8х27 см. Тонированная левкасная вставка по ожогу на тексте в картуше, мелкие утраты красочного слоя, сильная потертость золота в разделках одежд, тонировки.
Внизу в картуше надписи: «Болезньми с(вя)тых твоих помилуй страстотерпцевъ // и м(у)ч(е)ников и[ж]е тебе ради страдавших умоленъ буди г(о)с(по)ди вседержителю // б(о)же и техъ м(о)л(и)твами сп(а)си и помилуй ИМП[Е]РАТРИЦУ НАШУ // ЕЛИСАВЕТЪ ПЕТРОВНУ и всехъ православных рабъ твоих поми//луй и сохрани м(и)л(о)стию твоей [помилуй] [...] нас яже есть тряса//вичная от всяких недугов [благослов]ен еси вовеки аминь». Ниже авторская подпись: «написася сей с(вя)тый обра[з] [...] [к]остромский изограф // [иван ф]едоров [л]ипин». От уст Христа в две строки виршевая надпись белилами: «Се даю вам венцы бл(а)годати златии // еже [м]олисте за мя пострадати с(вя)тии». На обороте процарапанная надпись XIX в.: «Селищи Василья Ларионовъ 52». Девять мучеников Кизических — Фавмасий, Феодот, Антипатр, Руф, Филимон, Феогнид, Феостих, Артема и Магн — приняли мученическую кончину за исповедание христианства в г. Кизике, в Малой Азии, между 286 и 299 гг. В России стали особо почитаться во второй половине XVII в., после принесения из Палестины в Москву частиц их мощей. Тогда же появились первые иконы святых, созданные мастерами Оружейной палаты. В 1692 г. московским гравером Леонтием Буниным была издана гравюра с изображением святых мучеников, которая стала образцом для последующих русских икон и гравюр на этот сюжет. Композиционно представленная икона в целом восходит к гравюре Леонтия Бунина и ее повторениям, незначительно отличаясь деталями, а также более развитым изображением интерьера храма (он передан в прямой перспективе, в нем изображен иконостас с Царскими вратами). Святые представлены с орудиями мучений на фоне храма. Вверху изображен Иисус Христос, вручающий им венцы мученичества. По сторонам основной композиции в картушах изображены прп. Марон и свмч. царица Ирина, являющиеся, очевидно, патрональными святыми заказчиков образа. Стиль иконы характерен для провинциальных иконописных центров середины XVIII в. и ориентирован на художественные принципы барокко. В отличие от столичных образцов, икона написана в слегка упрощенной манере. Несмотря на утрату в тексте надписи, имя автора иконы легко реконструируется как Иван Федоров Липин. Иван Федоров Липин — костромской иконописец, работавший в первой половине — середине XVIII в., сын иконописца конца XVII — начала XVIII в. Федора Липина, участвовавшего в стенописной артели Гурия Никитина. Иван Федоров Липин известен по трем подписным иконам из комплекса миней, датированным 1758 г.: «Минея на апрель», «Минея на май» (обе — Костромская епархия) и «Минея на июнь» («Ипатьевский монастырь»). Стилистически они очень близки иконе «Девять мучеников Кизических», что позволяет отнести это произведение к зрелому периоду творчества мастера и датировать его серединой XVIII в. Н. Комашко.
|