|
Пресвятая Богородица с младенцем. Конец XVI века. Греция. Дерево, левкас, темпера, канфарение. 41,0х29,7 см. Икона реставрирована. Доски сильно выгнуты, склеены. Большая тонированная вставка левкаса вверху справа, более мелкие — по трещине доски, по левому краю. Многочисленные точечные фрагменты потемневшей олифы.
Изображение Богоматери на этой иконе относится к редкому иконографическому варианту, не получившему определенного названия в византийском и поствизантийском искусстве. Основой образа является тип Одигитрии, но он отличается от традиционного некоторыми особенностями: Христос расположен не прямолично, а вполоборота; Его левая рука вложена в ладонь Богоматери; ножки Младенца перекрещены; правая пятка вывернута. Перечисленные черты восходят к другим изводам. Изображение перекрещенных ног Младенца с вывернутой пяткой многократно встречается в иконографии «Умиление» («Гликофилуса»). Известно лишь несколько древних образов Одигитрии с подобным расположением Его ножек: на грузинской иконе из Цилкати, датируемой Н.П.Кондаковым VIII-IХ вв., и на мозаике в южном рукаве креста кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 1030-е годы. Положение вывернутой ступни носком вверх, присуще в основном изводу «Страстная»; также только в этом изводе ручки Христа вложены в ладонь Богоматери, обычно обе, но есть отдельные примеры, когда правая рука поднята в указующем жесте или в ней он держит свиток. Таким образом, икона принадлежит к смешанному варианту — «Страстная» типа Одигитрии (извод, выделенный впервые греческой исследовательницей X. Балтоянни). Общая система живописи иконы основывается на произведениях критской школы. Письмо ликов выполнено разбеленной охрой с розоватым оттенком по светло-коричневому санкирю; но вместо отдельных белильных движков, часто используемых в это время критскими мастерами, объем создается здесь более широкими поверхностями света, а тени вокруг глаз и носа более жесткие, по сравнению с типичными образцами критского искусства второй половины — конца XVI в., близкими по стилю, но иными по исполнению. Объем трактован более плоскостно, рисунок несколько прямолинеен, у внутренних уголков глаз моделировка белилами выполнена резкими движками в форме треугольников, — такие приемы характерны для памятников данного времени, но выполненных не на Крите, а в континентальной Греции (икона Богоматери «Страстная», XVI в., Греция. Орнамент на нимбах в виде многолепестковых цветов, заключенных в круги, встречается и на критских, и на греческих иконах («Страстная», XVI в., Греция; «Елеуса», конец XVI в., Крит), но его исполнение также свидетельствует о создании иконы в материковой части Греции. В связи с этим предлагаем пересмотреть первоначальную атрибуцию критской школой и считывать икону произведением материковой Греции. Н.Герасименко.
|