|
Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота.
Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч. Святая Рака), находившейся в храме Святой Раки, приделе Халко-пратийского храма Константинополя. Для образа характерно изображение Богоматери в рост, в повороте вправо, в молении, обращенном к Спасителю. Уже в древности появился вариант иконографии, где Богоматерь была представлена со свитком с текстом молитвы. Этот образ выражал идею заступничества Богоматери как всему миру, так и конкретному лицу — ктитору, правителю, которые нередко делали вкладные, обетные, вотивные и надгробные иконы по этому образцу. На одном из греческих образов Богоматери (конец VIII — начало IX в.), относящихся к этому типу, текст на свитке гласил: «Моление. Господи Боже, внемли гласу моления моего, ибо я молюся за мир». «Богоматерь Боголюбская» является одной из древнейших чудотворных икон Пресвятой Девы на Руси. По преданию, видение Богоматери побудило благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1110-1174, память 4/17 июля) заказать около 1158 г. образ для собора Рождества Богородицы Боголюбова монастыря близ г. Владимира. В соответствии с видением, Дева Мария изображена «стоящая и в единой руце хартию держащая...». Изначально икона почиталась как покровительница Владимира, но постепенно ее слава распространилась по всей стране. В XV в. с нее был сделан список для московских великих князей. С XVI в. образ Богоматери дополняется фигурами коленопреклоненных молящихся. Такие иконы получают название «Моление о народе». На московских «боголюбских» иконах среди святых изображаются особо чтимые в Москве святые. На публикуемой иконе представлена соборная молитва народа, обращенная к Богоматери. Пресвятая Дева передает молитвенное обращение православных Спасителю, олицетворенному благословляющей шуйцей: «Вл(а)д(ы)ко Г(оспод)и I(и)с(ус) // Х(ри)с(тос) с(ы)ну мо // приими мо//л(и)тву рабъ свои//ихъ моля//щих Те//бе Господи». Шесть персонажей представляют собой народ или, как гласит надпись над ними, «Миръ». Среди коленопреклоненных выделен главный ходатай за «Миръ» — свт. Николай Чудотворец. Важная особенность иконы — отсутствие среди молящихся церковных иерархов, князей и т.п., обычно изображаемых в этом изводе «Боголюбской». Она позволяет предположить, что заказчик принадлежал к демократической среде. О крестьянском происхождении автора иконы говорит манера, для которой характерны укрупненность и обобщенность форм, общая монументальность решения, упрощенность изобразительного языка. Весь художественный строй иконы указывает на то, что произведение было создано в народной среде. Иконографическая деталь — двоеперстие у Спасителя и одного из персонажей — дает возможность предположить, что заказчиками этой иконы были крестьяне-старообрядцы. Икона была написана на Севере России в начале XVIII в., о чем говорят особенности колорита, пропорции, характер архитектурного фона и типы ликов. День празднования – 1/18 июня. Л. Тарасенко.
|