|
Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, с учениками Вифанской семинарии. Начало XIX века. Москва. М.П. Платонов (?). Холст, масло. 205х126 см. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Местами холст деформирован. Тонировки.
На необычном портрете изображен «московский апостол» и «второй Златоуст» митрополит Платон (Петр Георгиевич Данилов-Левшин, 1737—1812), выпускник Славяно-греко-латинской Академии. В 1758 г. назначен учителем риторики Троицкой семинарии, вскоре был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1761 г. — ректор семинарии и профессор богословия. В 1763 г., по Высочайшему указу, назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, приглашен на должность придворного проповедника и законоучителя наследника престола. С 1766 г. — член Святейшего Синода. В 1770 г. состоялась его хиротония во архиепископа Тверского и Кашинского, в 1775 г. назначен на Московскую кафедру, которой управлял до 1811 г., с 1787 г. — в сане митрополита. Известен как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, оставивший обширное литературное наследие — около пятисот слов и поучений. Значительное внимание он уделял духовному образованию, поддерживая лучших учеников. Его любимым детищем была Вифанская семинария, открытая в 1800 г. Известный московский архипастырь представлен сидящим у стола, с пером в руке. Левую руку воздел к Ангелу, который протягивает ему горящее сердце с надписью по сторонам: «горе / сердца» и раскрытую книгу с текстом: «с(ы)не ч(е)л(ове)чь! // стража // дахъ тя // дому // израи//леву // Иезик. Гл. // [3] стих. [17]». Митрополит одет в домашнюю рясу, с панагией, ткань клобука от порыва ветра, повеявшего при чудесном явлении Ангела, ниспала. На столе раскрытая книга с недописанными строками: «Не Б(о)гу / ли повине//тся / д(у)ша моя», чернильница с пером, глобус, сзади полки с книгами — обозначение ученых занятий иерарха. Справа изображены ученики Вифанской семинарии, с цветами и нотами в руках, со своим воспитателем. Возможно, в эту группу также включены портреты. Пафос аллегорической композиции выражает идею мудрого наставничества ученого архипастыря и теплой благодарности его питомцев. Изображение митрополита Платона в профиль уникально для его портретной галереи. Принадлежавшая ему панагия с образом Голгофы встречается на многих портретах. Несмотря на сложную иконографическую программу, данный портрет-картина содержит вполне определенные исторические реалии. Его происхождение, несомненно, связано с Вифанской семинарией. Вероятно, он был написан к определенной юбилейной дате. Д.А. Ровинский упоминает подобное произведение, находившееся «в Вифании, в комнатах митрополита Платона»: «Митрополит Платон (в серой рясе и бархатной камилавке), сидящий у стола, с пером в руке. Справа стоят ученики семинарии и в числе их, с цветком в руке, его воспитанник турченок Магомет, во святом крещении Моисей Петрович Платонов. Картина, писанная масляными красками самим Моисеем Платоновым». В художественном строе произведения много отсылок к живописной культуре XVIII столетия, со свойственной ей эмблематикой (горящее сердце), патетикой (жест иерарха), стилистикой (облачный фон). Вместе с тем, кабинетный интерьер, домашний облик митрополита (при достаточно большом размере изображения), интерес к научным занятиям более характерны для портретов первой половины XIX в. Автор профессионально разработал рисунок и колорит большой многофигурной композиции. Я. Зеленина.
|