|
Успение Пресвятой Богородицы. Середина — третья четверть XVI века. Западная Украина. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 116,5х89 см. Икона реставрирована. Имеются вставки левкаса по краям, по стыкам досок, в поле ковчега. Тонировки и прописи. Серебро фона в значительной степени утрачено, серебряный ассист на фигуре Спаса почернел. Надпись реконструирована.
Редким и чрезвычайно выразительным произведением XVI в., происходящим из земель, расположенных в западной части Украины, можно назвать «Успение Богоматери» из собрания ЦАК МДА. Иконография «Успения» основывается на текстах Слова св. Иоанна Богослова на Успение Богородицы, Поучения св. Иоанна Солунского и др. Она сложилась в византийской художественной практике, откуда распространилась по всей православной ойкумене, в том числе и на восточнославянские земли. Развернутый вариант иконографии, восходящий к композициям стенописей балканских стран, нередко встречается в сохранившихся произведениях украинской иконописи XVI в. К этому варианту, для которого характерно включение вознесения Девы Марии на небо, слетающихся на облаках к Ее одру апостолов, сцены с нечестивым Афонией, относится и публикуемая икона. По сторонам ложа Богоматери, над апостолами и плачущими женами, как правило, изображались и святители, которых, согласно приписываемому Дионисию Ареопагиту тексту, церковная традиция считает очевидцами события. На этом произведении представлены свтт. Иаков Иерусалимский, брат Божий, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит. Одной из самых ярких стилистических особенностей западнорусской иконописи XVI в. является светлая цветовая гамма с преобладанием голубого и серого, использование серебра (фоны, разделка одежд). В колорите публикуемой иконы голубой и серый дополняются приглушенным красно-коралловым, белым, коричневым и светлой охрой, а серебряный фон объединяет цвета светлой холодной гаммы. Личное написано тщательно: светлая розовая охра положена по коричневатой основе, активно использованы высветления и нежная подрумянка. Продуманная моделировка формы, в которой важную роль играют пробела, композиционное мастерство указывают на руку прекрасного мастера. Такие детали, как рисунок век, выдают влияние западной живописи, экспансия которой на украинские земли усилилась в результате Люблинской унии 1569 г. Эта особенность имеет аналогию в иконе «Успение Богоматери» 1570-х годов мастера Лаврентия Пухала(?); близко публикуемому произведению и «Успение Богоматери» мастера Алексея. Нимбы Христа и Богородицы украшены орнаментальной резьбой по левкасу, которая появляется в западнорусской иконописи в XVI в. Л. Тарасенко.
|