|
Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный Третья четверть XVI века. Москва-Новгород. Оклад — 1912-1917 годы. Ф.Я. Мишуков. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро, басма, скань, чеканка, гравировка, золочение. 142,5х106,5 см. Икона реставрирована. Крупные вставки грунта с реконструкцией живописи: в центре на поземе, вверху на сегменте, на крыльях и руке архангела. Прописи на одеждах, золото позднейшее. Басма выполнена по старым образцам.
Архангел Михаил (в переводе с еврейского «кто как Бог») — архистратиг всех ангельских сил, победитель сатаны, участник многих ветхозаветных событий. Особенно почитался на Руси как защитник городов и покровитель князей и русского воинства. Память 8/21 ноября. По преданию, ап. Андрей Первозванный (ум. в 62 г.) первым из апостолов последовал за Христом, проповедовал христианское учение среди славян, дошел до мест, где впоследствии были основаны Киев и Новгород. Мученическую кончину принял в г. Патары, где был распят на кресте. Память 30 ноября/13 декабря. Архангел Михаил и ап. Андрей, небесные покровители России, изображены в молении Спасителю, их единение подчеркнуто обращением святых друг к другу. Они предстают как первые среди Небесных сил и людей исполнители воли Божией на Небе и на земле. Почитание ап. Андрея как «крестителя земли русской» особенно усиливается во времена Ивана Грозного и служит для проведения идеи апостольской преемственности Русской Церкви и укрепления авторитета Московского государства. Крупный размер иконы позволяет предположить, что она находилась в местном ряду иконостаса или в специальном киоте у стены или в приделе. Создание ее относится к третьей четверти XVI в. Для этого времени характерны позы святых — как бы стоящих на кончиках пальцев «танцующих». Аналогичны фигуры апостолов на двухрядных иконах деисусного чина из придела Собора архангела Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, «Aпп. Петр и Павел в молении иконе Богоматери «Воплощение». Изображения святых в обращении друг к другу, в активном движении были характерны для искусства палеологовского стиля и получили вновь распространение в русской живописи XVI в., особенно северо-западных областей, и в более позднее время среди произведений строгановских мастеров, таких как «Свв. Иоанн Лествичник и Савва Стратилат в молении Спасу» из Благовещенского собора в Сольвычегодске; пелена «Свв. Феодор Сикеот и Георгий в молении с избранными святыми и праздниками» (середина XVII в., вклад Федора Петровича Строганова в придел прп. Феодора Сикеота Благовещенского собора Сольвычегодска). В издании МДА икона отнесена к московской живописи XVI в. Действительно, блестящее мастерство иконописца позволяет соотносить произведение с лучшими образцами столичной живописи. Вместе с тем в стиле памятника сильно влияние новгородского искусства. Письмо личного красной охрой по темно-оливковому санкирю с широкой полосой тени на щеке и тип лика с крупными глазами и круглым подбородком аналогичны новгородской иконе «Богоматерь Ярославская» (1564) Панфила Третьяка. К образам указанного центра восходят немного грубоватый простонародный тип, особенно у ап. Андрея, использование двойного позема, предпочтение в колорите зеленых и красных цветов. Оклад выполнен в мастерской Ф.Я. Мишукова в 1912-1917 гг. На венцах, полях, на фоне имеются клейма: именник мастера — «Ф.Я. Мишуковъ» и пробы серебра «84». Венцы сделаны в технике «басмы под скань», на фоне — басма сетчатого типа, на полях — цветочный узор на гладком фоне. Все орнаментальные мотивы басмы восходят к новгородским образцам серебряных изделий XVI в. Т. Нечаева, В. Игошев.
|