|
Святитель Николай Мирликийский. Начало XX века. Москва. Дерево, грунт, масло. Оклад и риза: серебро, чеканка, гравировка, золочение, эмаль по скани и росписная, жемчуг. 32х27 см. Поступила из кабинета Патриарха Алексия I в резиденции Московской Патриархии в Чистом переулке в 1971 г. Не реставрирована. Небольшая потертость золочения.
Поясные образы свт. Николая Мирликийского относятся к древнейшим и наиболее распространенным во всем христианском мире. Святой представлен на иконе прямолично, правой рукой он двуперстно благословляет, левой на омофоре держит раскрытое Евангелие с текстом: «Во время оно стал Иисус на месте равнем...» (Лк. 6:17). Изображение свт. Николая с раскрытой книгой в руках встречается в памятниках XV—XVI вв., в более позднее время, в произведениях XVIII—XIX вв., особенно старообрядческого круга, оно становится традиционным. Свт. Николай написан в академической манере, в которой заметно следование образам церковной живописи круга В.М. Васнецова. В украшении оклада мастер сочетает разнообразные техники и материалы. Серебряная основа на полях и в среднике с гравированным и чеканным орнаментом служит своеобразным фоном для пышных эмалевых розеток, закрепленных на углах, и великолепного венца. Их оформление восходит к произведениям усольских мастеров-эмальеров. В красочной гамме преобладают оттенки синего и голубого цветов. Особой декоративностью отличается жемчужная риза святого, выполненная на подложке из позолоченной фольги, которая сверкает через сквозные узоры на фелони. На нижнем торце — клейма: Московского пробирного управления (1908—1917) — в овальном щитке греческая буква «дельта», «женская головка в кокошнике», повернутая вправо, и проба серебра «84», а также клеймо Седьмой Московской артели, работавшей после 1908 г., — «7А». Т. Нечаева.
|