|
Портрет Преподобного Серафима Саровского. Вторая треть XIX века. Неизвестный художник. Холст, масло. 59,5х45 см. Реставрирован в 1980-е годы Е.С. Чураковой. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Традиционный, легко узнаваемый образ одного из самых почитаемых русских святых — прп. Серафима Саровского (Прохора Исидоровича Мошнина, 1754—1833). Его особое избранничество проявилось еще в детстве. По благословению прп. Досифеи Китаевской, в 1778 г. он вступил в Саровскую Успенскую пустынь. В 1785 г. пострижен в рясофор с именем Серафим, в 1786 г. — в мантию, тогда же посвящен во иеродиакона, в 1793 г. — во иеромонаха. Принял на себя подвиги пустынножительства, молчания, столпничества, затвора. Тысячу дней и ночей провел в непрестанном молении на камне. В 1825 г. открыл двери кельи для служения ближним, обращаясь к каждому: «Радость моя!» Известна его беседа с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни», состоящей в «стяжании Духа Святого Божия». Духовно руководил Дивеевской женской обителью, где им была основана «мельничная» девичья община. Прославлен в лике святых в 1903 г. Дни памяти — 2/15 января, 19 июля/1 августа (обретение мощей). Портрет, по-видимому, является копией одного из прижизненных изображений Саровского старца. Преподобный одет в темную рясу, ладони крестообразно сложены на груди. Точно переданы характерные особенности его лика и рук. По иконографии образ близок к портрету 1831 г., который находился в Казани в семье Крупениковых. Сохранилась икона начала XX в. — точная копия этого прижизненного образа, с поясняющей надписью на обороте (частное собрание). Сходство списка с портретом из ЦАК очевидно, хотя контур фигуры, черты лика, положение рук, цвет фона немного отличаются. К этому малораспространенному иконографическому ряду может быть добавлен иконный образец 1830-х годов (ГИМ), с «зеркальным» поворотом фигуры, что объяснимо технологией «снятого» образца. Определенную близость в изображении согбенной фигуры старца, его лика с немного прикрытыми глазами, крупных рук можно увидеть на одной из первых литографий, 1843 г., выполненной в мастерской А. Чишкова, где преподобный облачен в епитрахиль. Портрет из ЦАК является единственным известным живописным произведением данной иконографии. Я. Зеленина.
|