|
Дарохранительница. 1797 год. Москва. Мастер Г.Ф. Копылов. Серебро; литье, чеканка, чернь, золочение, монтировка. 55,9х21,1 см. Дарохранительница трехъярусная в виде храма, на изогнутых ножках, с двумя литыми рельефными фигурами евангелистов на карнизе нижнего яруса. На сторонах первого яруса — четыре овальные черневые дробницы: «Положение во Гроб», «Моление о чаше», «Суд Пилата», «Евангелист Марк». По левому боку — дверца. По фону — чеканные изображения гирлянд из бусин, листьев аканта и гвоздик. Второй ярус — с ажурной чеканной накладкой на лицевой стороне — «Благовещение» — и чеканной оборотной стороной с изображением Голгофского креста и орудий Страстей: тернового венца на титле, лестницы, копия, трости, связанных вместе, гвоздей, молотка, клещей, чаши, кошелька с тридцатью серебряниками, двух плетей, ножа, пелены, колонны с петухом. Клейма расположены по краю нижнего яруса на лицевой и оборотной сторонах среднего яруса, на ажурном навершии: городовое клеймо Москвы «Георгий Победоносец», клейма пробирера Вихляева А.И. (1781—1809) с датой «1797/АВ», альдермана в 1175—1802 гг. «АОП» на щитке в виде сердечка, мастера «ГК».
Иконографическая тема нижнего яруса со сценами Страстного цикла вполне традиционна для русских дарохранительниц XVIII в. Значительный интерес представляет включение в композицию сюжета «Благовещение Богородицы» и изображения орудий Страстей Господних. Ранее остальных литургических предметов символика орудий Страстей появляется на гравированных антиминсах во второй половине XVII в. С конца того же столетия они изображаются на Евангелиях и напрестольных крестах. Все эти предметы, вместе с дарохранительницей, находятся на престоле и составляют единый ансамбль литургического действа. Во второй половине XVIII в. они иногда исполняются в едином стиле, в данном случае — пронизанные единой страстной символикой. Подобные композиции на дарохранительницах встречаются крайне редко. Трехъярусная форма дарохранительницы была разработана в первой половине XVIII в., она известна в оловянных изделиях. Черневые накладки выполнены в лучших традициях московского ювелирного дела. В этот период, в конце XVIII — начале XIX в., в сюжетах заметно влияние классицизма. Изображения располагаются свободно, оставляя большое пространство позолоченного фона, на котором выделяются изящные темные силуэты. Дарохранительница, отличающаяся редкой иконографией, принадлежит к лучшим образцам чеканного и черневого искусства Москвы конца XVIII столетия. С. Гнутова.
|