|
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см. Икона реставрирована. Значительные утраты золота на фоне и полях, вставки грунта по трещинам, утраты красочного слоя. Тонировки.
Вмч. Георгий — один из наиболее известных и почитаемых святых во всем христианском мире. Его прославление как мученика устанавливается на Востоке с V в. Около XI в. в житие вмч. Георгия входят рассказы о его чудесах, наиболее известным становится чудо о драконе, которое восходит к устной традиции VIII в. На Руси почитание святого усиливается в XI в., при Ярославе Мудром. Древнейшее изображение чуда вмч. Георгия о змие находится во фресковой росписи дьяконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге, XII в. Образы Георгия-змееборца широко распространяются в произведениях мелкой пластики, деревянной и каменной резьбе. В русском искусстве существует два варианта изображения чуда: краткий — представленный на публикуемой иконе — и пространный, с изображениями царевны, ее родителей, города и горожан. Наибольшую известность краткий вариант получает в Новгороде, где вмч. Георгий пользовался особой любовью и почитанием. На публикуемой иконе святой представлен восседающим на мерно ступающем коне. По наблюдению исследователей, вариант с шагающим конем в XVI в. получил распространение именно в краткой редакции жития и характерен главным образом для провинциальных новгородских и северных памятников. К новгородской традиции восходят простота и ясность композиции, четкость и лаконизм силуэтов, использование ярких, открытых цветовых сочетаний. В характере рисунка лика с крупными глазами, небольшими устами и маленьким подбородком распознается тип ликов новгородских икон конца XV — начала XVI в. (например, пророки из Никольской церкви из Гостинополья), закрепившийся в живописи провинции более позднего времени. Аналогичным здесь является и решение нимбов, украшенных орнаментом из прографленных четырехлистников с бусинами по краю. Провинциальность исполнения сказывается в пропорциях фигуры святого, с резко укороченной нижней частью, написанного в застывшей позе. Такой упрощенный тип изображения наиболее характерен для северной русской иконописи. Редкостью является темно-коричневый цвет коня св. Георгия, обычно он белый. Т. Нечаева.
|