|
Святитель Николай Мирликийский. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,5х48 см. Икона реставрирована; «Свт. Николай» реставрирован А.В. Русских в 1999—2002 гг. На иконе небольшие тонированные вставки грунта на полях, по лузге, по стыкам досок. Потертости и утраты серебра и золота на одеждах. Тонировки.
Икона входила в деисусный ряд крупного иконостаса. На Руси святые размещались в ряду по чинам святости: апостолы, святители, мученики, преподобные. Изображения первоверховных апостолов Петра и Павла в высоких русских иконостасах появляются в конце XIV в. (иконостас Благовещенского собора) и получают распространение в следующих столетиях; образы свт. Николая входят в состав высокого ростового деисусного чина с XV в. Свт. Николай Мирликийский представлен в архиепископских одеждах с книгой в руках. Необычна поза святого, при которой он поддерживает кодекс обеими руками в вертикальном положении перед грудью. Фигуры предстоящих очень крупные, монументальные, они не помещаются в пространство отведенной им иконной плоскости, части одежд, ноги выходят за границы ковчега. Несмотря на слегка укороченные пропорции, изображения святых наполнены мощью и энергией. Усиливают это впечатление крупные складки и сочные живописные пробела. Типы ликов, способ письма личного, характер рисунка и композиции находятся в русле искусства барокко, получившем распространение в русской культуре конца XVII—XVIII в. Произведения из ЦАК МДА принадлежат к провинциальному слою этого направления. Т. Нечаева.
|