|
Пелена к иконе Богоматери «Владимирская». Середина XVII века. Москва. Вклад патриарха Иосифа (?). Атлас, камка, холст, жемчуг, бирюза; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 196х72 см. Пелена шита «по подобию» и «в меру» чудотворной иконы Богоматери «Владимирская»». Подобные большие пелены предназначались для украшения икон, к которым они подвешивались снизу, либо были выносными и участвовали в церковных процессиях наряду с иконами.
Образ Богоматери с Младенцем свободно вписан в пространство средника. Личное шито очень мелкими стежками светло-коричневым шелком слабой крутки «атласным швом» «по форме». Тени над верхней и под нижней губой, тонкая тень по овалу лика, тонкие линии подглазий и морщины над бровями, на переносице и в углах глаз выделены более темным коричневым шелком. Рисунок и волосы выполнены темно-вишневым шелком. Одежды, нимбы и надписи шиты пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп». Шелковые прикрепы неярких тонов образуют различные традиционные для середины XVII в. орнаменты: «клетчатый городок», «денежка с четырехчастной ягодкой», «черенок», «клопчик», различные виды клетки. Чепец Богоматери шит сканью. Контуры и складки одежд выделены рельефным в виде серебряного шнура швом «по веревочке». На голове Богоматери и на Ее левом плече нашиты шестиконечные жемчужные звезды с бирюзой в кастах. Фон средника — темно-красный атлас, каймы — лиловый атлас. Подкладка — красная итальянская камка XVII в. По границам каем нашита поздняя серебряная тесьма. На каймах золотой вязью шит тропарь: «ДНЕСЪ СВЕТЛОКРАСУЕТСЯ СЛАВНЕШИЙ ГРАДЪ МОСКВА...». Пелена стилистически, типами ликов очень близка подобным строгановским произведениям — пеленам к иконам Богоматери «Донская, с праздниками и избранными святыми», 1661 г., «Одигитрия», «Владимирская», от которых отличается, однако, материалом и техникой личного шитья. Думается, что пелена вышла из той же мастерской, что и одноименная пелена, вклад патриарха Иосифа в Успенский Княгинин монастырь во Владимире, 1642-1652. А. Силкин.
|