|
Святой Иоанн Предтеча. Из деисуса. Третья четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро, камни (сапфир?, жемчуг?), басма, зернь, ложная скань. 33,5х27,2 см. Икона реставрирована. Имеются небольшие тонированные вставки грунта и тонированные потертости красочного слоя. Басма сборная, ветхая, со смятым рисунком. На нимбе справа два пустых каста.
«Св. Иоанн Предтеча» — одно из выдающихся произведений в коллекции русской иконописи ЦАК МДА. Икона была написана для небольшого поясного деисусного чина, размер которого говорит о том, что он предназначался, скорее всего, для домашней молельни. Такой тип деисуса был широко распространен в русском искусстве XIV-XV вв., но встречается и в более позднее время. Образ Иоанна был обязательным в деисусном ряду и помещался справа от центральной иконы Спаса Вседержителя, что отражало особое место Предтечи Христова. В древнерусском искусстве изображение последнего ветхозаветного пророка и первого христианского мученика, соединившего в своем служении оба Завета — Ветхий и Новый, пустынника и проповедника, как правило, отличалось особым драматизмом. Образ Иоанна Предтечи на иконе из ЦАКа отмечен внутренней гармонией и сдержанным аскетизмом. Рисунок пропорционального, классически правильного лика восходит к греческой традиции. Личное выполнено темным розоватым охрением по оливковому санкирю. Прозрачные белильные пробела, положенные по форме, подрумянка на щеках и губах, описи по гребню носа вплавлены в красочный слой. Доличное мастер исполнил жидкими прозрачными красками. Гиматий Иоанна Предтечи почти монохромен, на его поверхность «наброшены» геометризованные складки, намеченные дробными схематичными линиями и «гранеными» пробелами. Прихотливые линии складок, не передающие структуру фигуры, их принципиальная плоскостность, сочетающаяся с тщательной моделировкой личного, имеют близкие параллели в иконах, исполненных ростовскими мастерами в XVI в. Очень близок произведению из ЦАК МДА по системе письма личного, по характеру складок и манере их исполнения ростовский «Апостол Павел», происходящий из с. Ивашева. Вместе с тем в публикуемой иконе есть особенности, роднящие ее образное и живописное решение с московскими произведениями. Икона «Св. Иоанн Предтеча» была создана в 50-60-е годы XVI в., когда искусство Средней Руси оказалось под сильнейшим влиянием московской культуры. Поверхность иконы закрыта древней басмой трех видов с традиционными орнаментальными мотивами, имеющими аналогии в произведениях XV-XVI вв. Драгоценный оклад, рубашка с вышитой Голгофой указывают на то, что икона хранилась с особой тщательностью и была чтимой. Л. Тарасенко.
|