|
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см. Происхождение неизвестно. Сильное коробление доски. Мелкие тонированные левкасные вставки и тонировки по утратам красочного слоя.
На плате под изображением лика Спасителя золотом надпись: «TON AГION MANДIЛION». Иконография и стиль иконы восходят к произведениям выдающегося иконописца XVII в. Симона Ушакова, руководителя иконописной мастерской Оружейной палаты, который на протяжении всей своей жизни постоянно обращался к этой теме. Первый известный Нерукотворный образ Спасителя письма Ушакова датируется 1658 г. Для мастера эта иконография, апеллирующая к первой иконе, была программной для сложения нового «живоподобного» стиля, который был призван вернуть иконе ее утраченный и искаженный, по его мнению, с течением веков изначальный облик. Образ Христа у Ушакова — образ идеального Богочеловека. Иконы Нерукотворного образа, написанные Симоном Ушаковым, пользовались большой популярностью у его современников. Ученики и последователи мастера конца XVII — первой половины XVIII в., обращаясь к этой теме, стремились к возможно более точному следованию выработанным им образцам. Композиционная схема данного образа представляет краткий вариант ушаковской иконографии (в отличие от развернутого, где плат поддерживают ангелы, а внизу в картушах приводятся тексты эпистол от Авгаря к Христу и от Христа к Авгарю, а иногда и вирши, прославляющие Нерукотворный образ), который был наиболее популярен. Некоторая упрощенность личного письма, сокращение числа слоев охры в многослойном письме ликов по сравнению с мастерами Оружейной палаты XVII в., а также характерный оранжеватый оттенок карнации позволяют отнести данную икону к произведениям столичного круга, созданным, скорее всего, в первой трети XVIII столетия. На эту дату указывает также некоторая графичность в разделках складок плата, а также очень скромная и сухая его декорация (отсутствие золотых узоров на самом плате и схематичный рисунок каймы).
|