АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см.
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см.
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см. Происхождение неизвестно. Сильное коробление доски. Мелкие тонированные левкасные вставки и тонировки по утратам красочного слоя.
На плате под изображением лика Спасителя золотом надпись: «TON AГION MANДIЛION».
Иконография и стиль иконы восходят к произведениям выдающегося иконописца XVII в. Симона Ушакова, руководителя иконописной мастерской Оружейной палаты, который на протяжении всей своей жизни постоянно обращался к этой теме. Первый известный Нерукотворный образ Спасителя письма Ушакова датируется 1658 г. Для мастера эта иконография, апеллирующая к первой иконе, была программной для сложения нового «живоподобного» стиля, который был призван вернуть иконе ее утраченный и искаженный, по его мнению, с течением веков изначальный облик. Образ Христа у Ушакова — образ идеального Богочеловека. Иконы Нерукотворного образа, написанные Симоном Ушаковым, пользовались большой популярностью у его современников. Ученики и последователи мастера конца XVII — первой половины XVIII в., обращаясь к этой теме, стремились к возможно более точному следованию выработанным им образцам.
Композиционная схема данного образа представляет краткий вариант ушаковской иконографии (в отличие от развернутого, где плат поддерживают ангелы, а внизу в картушах приводятся тексты эпистол от Авгаря к Христу и от Христа к Авгарю, а иногда и вирши, прославляющие Нерукотворный образ), который был наиболее популярен.
Некоторая упрощенность личного письма, сокращение числа слоев охры в многослойном письме ликов по сравнению с мастерами Оружейной палаты XVII в., а также характерный оранжеватый оттенок карнации позволяют отнести данную икону к произведениям столичного круга, созданным, скорее всего, в первой трети XVIII столетия. На эту дату указывает также некоторая графичность в разделках складок плата, а также очень скромная и сухая его декорация (отсутствие золотых узоров на самом плате и схематичный рисунок каймы).
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см.
Спас Нерукотворный. Первая треть XVIII века. Москва. Дерево, левкас, темпера. 54,5х44,4 см.
<< Назад
Спас в Силах. 1660-е годы. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Из деисусного чина. 132,5х95,3 см.
 
Далее >>
Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 110х83,8 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.