|
Святитель Лев, Папа Римский. 1892 год. Самара. Журавлев Григорий Николаевич. Дерево, грунт, масло. 35,5х 28 см. Икона реставрирована. На обороте в центре, в написанном масляной краской картуше, помещена процарапанная надпись: «Сию икону писалъ зу//бами крест. Григорий //Журавлевъ Самарской // гу. бузулук. уезда с. // Утевка той волости июля // 30 д 1892 года».
Единоличные образы свт. Льва Папы Римского встречаются редко. Скорее всего, публикуемая икона была выполнена художником по заказу, как образ, соименный самому заказчику или члену его семьи. Свт. Лев I Великий (Папа Римский в 440-461 гг.) пользовался большим авторитетом в восточнохристианской и западнохристианской церквях. Учение Льва папы Римского об отношении человеческой и божественной природы во Христе было принято Халкидонским собором (451 г.). Святой был известен также непримиримой борьбой против манихеев; поражал современников своим красноречием и, как говорит предание, во время нашествия Аттилы именно красноречие Льва I спасло Рим от гуннов. Сохранились проповеди и письма Льва Великого. День памяти святителя — 18 февраля/3 марта. По иконописному подлиннику XVI в., папа Лев I должен изображаться следующим образом: «Иже въ святых отца нашего Леонтия (!), папы Римского. Леонтий рус, брада доле Златоустаго Иоанна, риза лазорь, кресты златые в крузех, держит Евангелие обема рукама». Как видим, художник нового времени, работавший в академической манере, в целом придерживался иконописного подлинника, хотя и упростил характер одеяния святого. Иконописец использовал традиционную иконографию для изображения святителя: это поясное изображение с Евангелием в прикровенных руках. Икона написана добротно, с тщательной проработкой формы мелким мазком. Серый фон с притенениями создает условную свето-воздушную среду. Лик святителя исполнен по серому светлому подмалевку розоватыми охрами с грамотной передачей объема. Сдержанный колорит построен на серых, голубых, охристых цветах; яркие акценты отсутствуют. Эта и другие сохранившиеся иконы позволяют судить об авторском почерке Григория Журавлева, который работал в академической манере, преобладавшей в среде иконописцев конца XIX — начала XX в. Григорий Николаевич Журавлев (1852—1916) из с. Утевка, Самарской губернии, родился инвалидом без рук и ног. Писал, рисовал, держа кисть или ручку во рту. Известно, что учился иконописанию у самарского профессионального художника. Иконописец, живописец-портретист. За портрет членов царской семьи был пожалован императором Николаем II пожизненным пенсионом. Участвовал в проектировании Троицкого храма с. Утевка, затем по его эскизам делалась роспись храма, там же были и иконы, написанные им самим. Судя по сохранившимся иконам, художник всегда подписывал свои работы, подробно указывая на свое инвалидное состояние и на место проживания. Похоронен в родном с. Утевка, у стен Троицкой церкви. Произведения художника есть в музейных собраниях России. Икона «Равноап. Кирилл и Мефодий», 1885 г., находилась в сербо-хорватском селе Пурачицы. О его творчестве имеются публикации, например: Лялин 2000; Малиновский 1992. Л. Тарасенко.
|