|
Святые диаконы. Орарь. Конец XVI века. Москва. Мастерская Дмитрия Ивановича Годунова(?). Атлас, аксамиченный бархат, крашенина, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 280х11,5 см. Орарь предназначался для облачения диакона, участвовавшего в архиерейской службе; известны единицы подобных орарей, украшенных вышитыми изображениями свв. диаконов.
Посередине ораря вышит херувим, по обе стороны в вертикальных прямоугольных клеймах — свв. диаконы с херувимами и серафимами над головами. Пять юных диаконов и три средовека изображены в рост прямолично с кадилом в правой руке и с сионом в покровенной левой. Все диаконы облачены в стихари с орарями на левом плече. Края обрамляет узкая полоса с орнаментом в виде вьюна. Именующие надписи утрачены, но мы можем полагать, что это архидиаконы Стефан, Лаврентий, Евпл, диаконы Никанор, Авив, Иаз (Иасон), Филипп и Аммон. Личное шито светлым слабо крученным шелком «в раскол» «по форме», без теней. Волосы и рисунок выполнены темно-коричневым шелком. Доличное шито пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп» по настилу. Разноцветные шелковые прикрепы образуют разнообразные традиционные орнаменты. Нимбы и «вьюнок» шиты золотной нитью «по веревочке» рельефно, поземы — сканью. Первоначальный фон — атлас «таусинного» (лилового) цвета. Орарь, по всей вероятности, был создан в конце XVI в. Об этом говорят и пропорции фигур, и миловидность ликов с мелкими чертами, и миниатюрная тщательность личного шитья, и развитость металлического шитья доличного с разнообразными прикрепами. По этим признакам орарь близок таким произведениям мастерской Дмитрия Ивановича Годунова, как сударь «Вмч. Дмитрий Солунский», и сударь «Сщмч. Ипатий Гангрский». А. Силкин.
|