|
Кипр Пресвятая Богородица с Младенцем. Великомученик Георгий, поражающий дракона. Двухчастная икона. Конец XVI — первая половина XVII века. Кипр (?). Дерево, паволока, левкас, темпера. 87,5х38 см. Дар Патриарха Алексия I. Поступила в коллекцию Патриарха Алексия I в 1945 г. как дар от Христофора II (Даниилидиса), Патриарха Александрийского. Икона реставрирована. Нижний край доски опилен. Внизу слева — обожженная утрата древесины. Утраты левкаса до паволоки, трещины левкаса и красочного слоя. Повреждения надписей. Утраты красочного слоя были тонированы светло-коричневым тоном, под цвет левкаса; прописи на изображении волос святого Георгия и Младенца.
Композиция включает два широко известных сюжета: Богоматерь с Младенцем и Чудо Георгия о змие. В надписи на иконе Богоматерь названа Одигитрией; традиционно в византийской культуре изображение Богоматери с поднятыми руками и Младенцем на лоне имеет другое название — Влахернитисса. Такое несоответствие не может быть вызвано ошибкой, скорее всего, оно определено местной традицией. Вторая сцена сохранилась не полностью: изображение дракона было опилено вместе с нижней частью; о его первоначальном местоположении свидетельствует активное движение копья Георгия и сохранившиеся у нижнего края фрагменты красных перепончатых крыльев чудовища. Событие представлено в кратком иконографическом варианте: отсутствует изображение спасенной принцессы, городских стен с находящимся на них народом, а также пещеры или озера. Сильно вытянутые пропорции доски, очевидно, обусловлены назначением и местоположением произведения: эта икона могла размещаться около столба — или в нижнем ряду иконостаса небольшого храма, или отдельно как вотивная и предназначенная для поклонения. Ее автор или заказчики стремились представить оба сюжета как равновеликие: каждая сцена имеет формат, обычно характерный для одночастной иконы, а не для двухчастной. Возможное место создания произведения и его влияние на композиционные и иконографические особенности могут быть яснее осмыслены на основании анализа стилистических особенностей. Икона обладает ярким художественным своеобразием. Живопись напряженная, фактурная, краски густые, мазки размашистые. Фигуры плотно вписаны в отведенное для них пространство; руки Богородицы, Ее нимб соприкасаются с опушью, медальоны с Ее именем расположены в небольшом пространстве между нимбом и верхними углами, а вырезанные по лепному левкасу надписи занимают практически весь фон. Полей нет, по краю — красная опушь. Редко встречающийся рисунок в виде четырех точек украшает плащ великомученика. Необычен для византийского искусства и орнамент на одежде Христа и между двумя сценами в виде полосы с перекрещивающимися треугольниками. Отличительной чертой является также исполнение по краю нимбов и кругов с именем Богоматери лепных точек, а между ними — черного рисунка в виде тройных «елочек». Перечисленные черты в целом уникальны и не имеют близких параллелей в иконописи центральных школ Греции поствизантийского времени. Можно назвать одну точную аналогию — икону «Иоанн Предтеча» первой половины XVII в. из частного собрания бейрутского коллекционера Абу Адала. Стилистические и формальные приемы, такие как манера живописи, характер лепного орнамента, расположение и выполнение надписей, свидетельствуют, что эти две иконы созданы в одно время и происходят из одного региона. Атрибуция иконы «Иоанн Предтечи» неоднозначна. Изучавший ее греческий ученый М. Хатзидакис в первой публикации 1969 г. отнес ее предположительно к кипрским памятникам, а в 1997 г. высказал версию о ее создании во Фракии. Манера исполнения живописи двухчастной иконы имеет параллели в поствизантийской иконописи конца XVI — первой половины XVII в. Личное письмо выполнено контрастно: коричневый санкирь и по нему яркое высветление белилами; активные белильные движки, достаточно сухие, штрихообразные. Под глазами тени в виде треугольника. Регион, где была выполнена икона, несомненно, входил в зону культурного влияния Византийской империи. Предположение М. Хатзидакиса о возможном создании иконы «Иоанн Предтеча» на Кипре кажется справедливым и для нашей иконы. Плотное заполнение пространства фона, орнаментальность нимбов, декоративность надписей и их неравномерное распределение характерны для искусства Сиро-Палестинского региона. В то же время общегреческие основы композиции и стиля указывают на Кипр как место ее написания. Подобной атрибуцией можно объяснить и вышеупомянутые особенности сюжета и иконографии. В Сиро-Палестинском регионе и на Кипре особено почитались три прославленных образа: икона Георгия в монастыре Святого Георгия Хозевита, находившемся между Алеппо и Триполи; икона Феклы в монастыре ее имени близ деревни Малула и икона Богоматери в монастыре Рождества Богоматери Сайданайя, расположенном к северу от Дамаска. Икона Богоматери считалась написанной апостолом Лукой и была скрыта от глаз верующих и священнослужителей в особом ковчеге. Ее иконографический тип точно неизвестен, но по косвенным данным предполагается, что это была Одигитрия, хотя не исключено, что это был образ Влахернитиссы. Таким образом, на рассматриваемой иконе представлены два особо чтимых на Востоке чудотворных образа. Наиболее вероятным местом ее написания является Кипр, но нельзя исключить и всё Восточное Средиземноморье. Н.Герасименко.
|