|
Крест стационарный: Распятие Христово. Древо Иессеево. Богоматерь и избранные святые. 1788 год. Киев. Дерево, белый металл; резьба, серебрение, золочение, чеканка. 53х25х2,1 см. На поддоне вычеканена надпись: «сей соружен жителкою доросинскою // 1788 года // Параскевий Пашенчихою».
Деревянный напрестольный крест, заключенный в металлическую оправу, представляет интерес как редкий датированный памятник украинской резьбы конца XVIII столетия. Иконография лицевой его стороны символически представляет Церковь. В центре помещено Распятие Христово с двумя предстоящими, интересной деталью которого являются две виноградные лозы, исходящие из нижней части креста. Вверху вертикальной ветви креста и по сторонам горизонтальной — изображены свтт. Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, учителя церкви и создатели основных церковных служб. В нижней части представлены апп. Петр и Павел, традиционно считающиеся основателями христианской церкви как организации. На оборотной стороне центральную часть креста занимает тот же мотив лозы, но включенный в композицию «Древо Иессеево». Этот известный в византийском искусстве с XI в. сюжет особую популярность приобрел в афонской резьбе на рубеже XVII—XVIII вв. Он располагался на крестах и панагиях на той стороне предмета, где преобладали сцены, прославляющие Богоматерь. В нижней части был представлен сам пророк Иессей, предсказавший появление Девы Марии; на ветвях ствола, прораставшего из его ребра, изображались Моисей, Аарон и другие ветхозаветные святые мужи, являвшиеся предками Богородицы. Киевские мастера, имевшие с Грецией и афонскими обителями тесные связи, активно перенимали не только иконографию, но часто и саму манеру миниатюрной резьбы монахов Святой Горы. Однако мастер представленного креста использовал менее известный вариант распространенной композиции: предков Богоматери он поместил не в медальонах, образованных извивами лозы, как это обычно делали афонские и украинские резчики, но изобразил их в цветочных чашечках, исходящих из отростков основного ствола. Завершает «древо» ростовая фигура Богоматери с короной над полукруглым нимбом. Соединение в центральной части креста композиции «Древо Иессеево» с образом Богоматери на одной стороне и «Распятия» в обрамлении виноградной лозы на другой — акцентирует тему Воплощения, Искупления и Причащения. Вмц. Варвара и свт. Николай, представленные на концах горизонтальной ветви в овалах из лавровых венков, чрезвычайно почитались в Киеве, поэтому часто помещались на резных крестах городских ремесленников. Полуфигуры вмцц. Параскевы и Екатерины, объединенные в нижнем клейме вертикальной ветви, очевидно, имеют отношение к заказчице креста Прасковии Пашенчихе. С уверенностью это можно утверждать, по крайней мере, об одной из них — вмц. Параскеве, являющейся святой покровительницей вкладчицы. Мелкая резьба невысокого рельефа с глухим фоном, сплошным узором заполняющая поверхность креста и почти не оставляющая свободного пространства, с удлиненными фигурами святых, отличающимися миниатюрными ликами, в своей основе восходит к местной традиции, с ориентацией на иконопись. Отсутствие барочных элементов, весьма популярных в украинской резьбе вплоть до первой трети XIX столетия, также выделяет этот интересный памятник из ряда ему подобных. Позолоченная оправа с выпуклыми приземистыми фигурами святых (на лицевой стороне — предстоящие, Господь Саваоф; на обороте — евангелисты) исполнена в другой манере, близкой к работам народных мастеров. Ее форма, металлическая ручка которой переходит в круглый стоян, необычная для русской богослужебной практики, также заимствована с Афона. Подобные стационарные кресты помещались на престолах в алтарях православных храмов. Е. Давыдова.
|