|
Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Избранные святые. Конец XIX века. Сергиев Посад. Мастер И.С. Хрустачев. Дерево; резьба. 36,2х10,8х3,9 см. На обороте надпись чернилами: «Сия // икона // пожертвована // мещанином // Иваном Иосифовичем // Бабушкиным // 1896 года декабря 24 дня».
Икона представляет собой интересный образец резьбы рубежа XIX—XX вв., происходящий из крупного художественного центра, каким являлся Сергиев Посад на протяжении многих столетий. Сцена «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» как в живописи, так и в резьбе, была одной из самых распространенных иконных композиций местных мастеров. Источником изображения послужила одноименная литография, выпущенная в мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 1863 г. по рисунку И.С. Болдырева. Так же, как на печатном листе, в резьбе представлен пейзаж с одноглавым деревянным храмом, видимый в проеме входной двери, а прп. Михей, как на прототипе, закрывает лицо руками, а не полой одежды, — такая деталь в резных иконах встречается довольно редко. В верхней части иконы помещен образ Святой Троицы в рублевской иконографии в виде трех ангелов за столом. Это изображение указывало на связь композиции с Троице-Сергиевым монастырем и исполнялось на крупных образах, размер которых позволял ввести в средник дополнительные клейма. Крупные резные иконы появились среди изделий сергиево-посадских резчиков, изготовлявших преимущественно небольшие образки для паломников, в конце XIX — начале XX в., в отличие от миниатюр они вырезались из целой плашки. Поля украшались рельефным растительным орнаментом, рисунок которого имитировал серебряные оклады XVII столетия, как на представленной иконе, или покрывались узором из переплетающихся ремней. Так же, как на полях живописных икон, по краям таких образов могли помещаться клейма с изображением отдельных святых. На данной иконе — это свт. Николай и мц. царица Александра — святые, тезоименитые императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне (слева). Справа изображены блг. князь Александр Невский и равноап. княгиня Ольга — святые патроны императора Александра III и княжны Ольги — отца и старшей дочери Николая II, родившейся в ноябре 1895 г. Живописные иконы с образами святых покровителей царствующей династии в это время часто заказывались как отдельными вкладчиками, так и целыми приходами и жертвовались в храмы, однако резные иконы с подобными изображениями представляют значительную редкость. Икона, несомненно, также являлась заказной и была подарена в одну из церквей, о чем свидетельствует надпись на обороте. Образ выполнен в «русском стиле», получившем широкое распространение в отечественном искусстве, особенно церковном, в последней трети XIX в. Выразительная пластика анатомически правильных фигур, исполненных скульптурно, высокое техническое мастерство резьбы позволяют связать это произведение с работами выдающегося резчика И.С. Хрустачева, жившего в Сергиевом Посаде во второй половине XIX — начале XX в. Близкая по размеру икона, с таким же сюжетом и полностью совпадающей иконографией, выполненная в подобной технике высокого рельефа, находится в собрании ГИМа. На обороте она подписана автором И.С. Хрустачевым. Другой образ его работы, изготовленный в той же манере резьбы, с изображением на полях свт. Николая и мц. Александры, а также святых, связанных с царствующим родом, был поднесен мастером императору Николаю II в 1912 г. Е. Давыдова.
|