|
Исцеление слепорожденного. 1888 год. В.И. Суриков. Холст, масло. 162х107 см. Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.
Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8:22-26), об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9:1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру». Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картоны для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876 г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера. Василий Иванович Суриков (1848, Красноярск — 1916, Москва) — выдающийся живописец. В 1867 г. красноярский губернатор направил ходатайство в петербургскую Императорскую Академию художеств о приеме талантливого мальчика учеником. В 1869 г. Суриков был принят в число вольнослушателей Академии. Его учебные работы неоднократно отмечались серебряными медалями и премиями. В 1875 г. ему присуждается звание классного художника 1-й степени. В 1876 г. он получает заказ на росписи в храме Христа Спасителя в Москве, завершенные в 1878 г. 1870—1880-е годы отмечены работой над самыми известными произведениями, составившими славу русского искусства. В 1881 г. его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок, с которым была связана вся его творческая деятельность. Последовавшие позже полотна, такие как «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», укрепили его положение первого исторического живописца. В 1914 г., за два года до смерти, им была написана картина «Благовещение». Умер художник в Москве в 1916 г. М. Красилин.
|