|
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см. Происходит из собора Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. Реставрирована в 1912 г. А.А. Глазуновым. На иконе многочисленные записи, прописи, тонировки, тонированные вставки по стыкам досок.
Вверху название: «Обра(з) Прес(вят)тыя Б(о)г(о)р(о)д(и)цы умиления, посещения / в беде страждущим и всем скорбящим Радость». Ниже на фоне надпись: «Царствует Дева зримъ и вечно в небе / Помощь творит всем зовущим в скорбехъ // На Твой пр(е)с(вя)тый образ взирая яко истинную славную Тя зрю Б(огоро)д(и)цу // верою и любовию от д(у)ши припадая покланяюся». Тексты на свитках-бандеролях, которые держит в руках Дева Мария: «Всемъ Вамъ скорбящимъ и в беде страж//дущимъ алчущимъ сущихъ в темни//цахъ страннымъ же убо жаждущимъ // и в заточении радуйтеся вси и в(е)селитеся» (слева) и «Вси иже а наготе и напасте // в гонении и заточении радуйтеся и // веселитеся се бо сынъ мой и Бо//гъ мой уготова Вамъ ц(а)рствие небесное» (справа). На нижнем поле вирши: Преславная Н(е)б(е)снаго Царя Хр(и)ста Мати// Ты бо еси намъ грешным Мать даровати// Греховъ оставление и бедствии хранение// Нужды исполнение, душам спасение// Мы бо полагаясь на Тя крепце в милости в Твои хранение нас грешныхъ повергаемъ. В картушах по краям композиции обращения к Пресвятой Деве страждущих. Внизу в центре картуш с текстом стихиры: «Всем скорбящим Радость и обидимым заступница...». Вкладная надпись внизу слева: «Лета от сотворения мира. 7221. А от Р(о)ж(де)ства во плоти Г(оспода)а слова 1780 // Сия святая икона пренесена в обитель Великого с(вя)тая Иоа(н)на Злагоустого // и поставлена той Обители в соборной ц(е)ркви по обещанию того же мо(на)ст(ы)ря // монаха Александра, а писал изуграф...» Внизу справа надпись: «Реставрировал иконописец А.А. Глазунов. Москва. 1912го». Иконография Богоматери «Всех скорбящих Радость» сложилась в русской иконописи во второй половине XVII в. под прямым влиянием западноевропейских образцов. Ее название взято из начальных строк стихиры «Всех скорбящих радосте и обидимых Заступнице». В 1688 г. от образа с таким названием, находившегося в московском храме Спасо-Преображения на Ордынке, получила исцеление сестра патриарха Иоакима Евфимия Папина. Судьба этого образа не совсем ясна. По одной версии, он был увезен около 1710-1711 гг. царевной Наталье Алексеевной в Петербург, а его место в московском храме на Ордынке занял список. По другой версии, Наталья Алексеевна вывезла список, а подлинный чудотворный образ остался в Москве. И петербургская, и московская иконы в равной мере почитались в дальнейшем. На обеих была изображена окруженная ангелами Богоматерь, держащая на левой руке Младенца. На московской иконе представлены также страждущие, обращающиеся к помощи Богородицы; на петербургской — образы страждущих отсутствуют. Параллельно в русской иконописи сложилась иконография Богоматери, также восходящая к западным образцам, имевшая изначально название «Умиление и посещение в беде страждущих». Особенностью этого типа было то, что Богоматерь изображалась без Младенца, но в окружении страждущих, аналогично московской иконе «Всех скорбящих Радость». Первоначально различавшиеся, к середине XVIII в. оба типа соединились под общим названием «Всех скорбящих Радость». В1888 г. в Санкт-Петербурге прославилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радости» с монетками, иконографически восходившая ко второму типу. Публикуемая икона, где Богоматерь также представлена без Младенца, имеет первое авторское название «Умиление и посещение в беде страждущим», и относится именно к этому типу. Ее иконография восходит к западноевропейским образам Богоматери «Misericordia», где Мария, широко разводя в стороны руки, покрывает своим плащом множество молящихся ей людей. В центре композиции стоящая на облаках Богоматерь в царских одеждах и со скипетром в руке. По сторонам и внизу изображены страждущие — старые, нагие, больные, плачущие, алчущие, хромые. Их утешают и насыщают ангелы, указующие на Богоматерь как источник благодеяний. Внизу представлено море с кораблями (путешествующие). В шести картушах по обеим сторонам помещены эпитеты Богоматери: «странным утешение», «в старости посещение» и т.п. Всю композицию осеняет изображение благословляющего Спасителя. Существовали также и иные варианты иконографии «Всех скорбящих Радость», возникшие под влиянием других западных образцов. Возможно, что многообразие изводов этой иконографии, существующее в русской иконописи, было обусловлено копированием иконописцами гравюр Леонтия Бунина, которые были выполнены в связи с готовившимся на рубеже XVII-XVIII вв., но так и не осуществленным изданием Службы и Акафиста иконе. Сохранилось лишь два листа, имеющие реплики в иконописи, но, скорее всего, их было больше. Очевидно, именно они стали образцами для икон Богородицы с названием «Всех скорбящих Радость» и «Умиление и посещение в беде страждущим», которые в большом количестве создавались мастерами Оружейной палаты в первые годы XVIII в. Не исключено, что и для иконы из собрания ЦАКа источником послужила русская гравюра. Икона написана в манере, принятой среди мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты в первые два десятилетия XVIII в. В 1912 г. образ был поновлен А.А Глазуновым — московским архитектором и иконописцем, входившим вместе с известными иконописцами своего времени В.П.Гурьяновым, И.С.Чириковым и В.Д.Фартусовым в состав Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения. Л. Тарасенко.
|