|
Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 110х83,8 см. Икона реставрирована. Крупные вставки левкаса на полях, многочисленные следы от гвоздей, чинки по отверстиям от гвоздей в местах крепления басмы. Тонировки.
Изображение на иконе восходит к событию, описанному в тексте 18-й главы Книги Бытия. В ней повествуется о приходе в дом к столетнему старцу Аврааму трех ангелов в виде юношей, которые предсказали праотцу, что он станет родоначальником избранного народа. В христианской культуре явление трех ангелов стало образом триипостасного божества, зримым воплощением догмата о Боге, едином в трех лицах, Боге Отце, Боге Сыне и Боге Св. Духе. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоят три чаши: в центральной — голова тельца, в двух других лежат по три свитка. Святая трапеза символизирует установление искупительной жертвы, является прообразом евхаристии. «Троица» — один из древнейших сюжетов в христианском искусстве, первое известное упоминание о нем относится к 314 г. На протяжении столетий сложились два наиболее распространенных иконографических типа изображения. Первый, более повествовательный, имеет дополнительное наименование «Гостеприимство Авраама». В нем присутствуют фигуры прародителей Авраама и Сарры, часто в композицию вводится сцена заклания тельца на переднем плане. Второй, в котором представляют трех ангелов за трапезой, восходит к прославленной иконе прп. Андрея Рублева, написанной в 1425-1427 гг. В ней наиболее полно и совершенно раскрывается догматический смысл образа, нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога, пребывающих в единстве и любви. Публикуемый памятник принадлежит к рублевскому изводу. Интерес к этой иконографии возрастает в русском и особенно московском искусстве со второй половины XVI в. в связи с постановлением Стоглавого собора (1551 г.), обязавшим художников писать «Троицу» так же, как на иконе Андрея Рублева. Образ из собрания ЦАК МДА отличает великолепное мастерство исполнения, тонкая многослойная живопись ликов, сложная красочная гамма, уверенность рисунка. Особенно характерными для московских памятников этого времени являются плотная блестящая живописная поверхность иконы и обильное использование золота в орнаментике, отличающие произведения строгановских писем, оказавших влияние на сложение стиля живописи царских мастеров первой трети XVII в. Наиболее близкую аналогию представляет «Троица Ветхозаветная» Назария Истомина 1627 г. из иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля. Публикуемая икона, вероятно, была храмовым образом или предназначалась для помещения в местном ряду иконостаса. Т. Нечаева.
|