|
Сошествие Святого Духа на апостолов. Около середины XVI века. Средняя Русь. Оклад - XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, золочение. 56,7х48,6 см. Икона реставрирована. Основа сильно деформирована, древесина в нижней части надставлена. Вставки грунта в верхнем правом углу, в нижней части и по стыкам досок с реконструкцией живописи. Значительные утраты золота на нимбах. Тонировки. Басма перенесена с другой иконы, по краям обрезана, золочение утрачено.
Один из величайших праздников Православной Церкви, отмечается в пятидесятый день после Пасхи, в России называется Троицыным днем. Изображение на иконе восходит к книге «Деяния апостолов» (2: 1-13). В день Пятидесятницы, когда апостолы собрались вместе, исполнилось обетование, данное Иисусом Христом ученикам. На каждого из них снизошел Дух Святой, ниспосланный Богом Отцом в виде языка пламени, и апостолы обрели способность проповедовать учение Христа в разных частях земли. Таким образом, миру раскрылось действие Пресвятой Троицы и было положено начало Церкви. Апостолы представлены сидящими в триклинии, над ними небесный сегмент с тремя лучами, внизу темный арочный проем, обозначающий вход в триклиний, в нем старец в короне, держащий на плате двенадцать свитков и олицетворяющий собой Космос. В древнейшей иконографии этого сюжета в арке помещались фигуры людей, символизирующие различные народы, с XIV в. в византийском искусстве здесь появляется изображение Космоса. Иконографический извод, представленный на публикуемой иконе с сидящими и беседующими апостолами с книгами или свитками в руках, знаками учительства, складывается в XIV в. В русском искусстве он известен с того же времени. В новгородских иконах между апостолами находится колоннада, в московских — стена. Особой популярностью этот сюжет пользовался в Новгороде, возможно, из-за храмовой иконы Свято-Духова монастыря в Новгороде, почитавшейся чудотворной. Фигура Космоса имеет несколько интерпретаций: это царь Давид, свитки в его руках обозначают избрание апостолами Матфея вместо Иуды; персонификация мира, находящегося во тьме, поэтому он стоит в темной арке; олицетворение Вселенной и некоторые другие. Икона входила в праздничный ряд, на тыльной стороне видны две косые царапины, обозначающие ее место в иконостасе. В стиле заметно тяготение к искусству Москвы первой половины XVI в. Мастер использует светлые краски: зеленую, розовую, желтую, в разделках одежд применяет голубые пробела. Характерно обращение к московской иконографической традиции. Вместе с тем икона лишена того мастерства, которое присуще иконам круга Дионисия и его последователей. В ней присутствует некоторая упрощенность, которая отличала произведения другой, периферийной, культуры, получившей развитие в это время на территории Средней Руси. Т. Нечаева.
|