|
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см. Икона написана на более ранней доске. Тонированные левкасные вставки по краям, тонировки по утратам красочного слоя по всей поверхности. Потертость золота.
На полях надпись по периметру: «Не рыдай мене м(а)ти възирающе въ гробе его же плотию // Без семени зачала еси с(ы)на въстану оубо и славено буду и възнесу с славою немолчено яко б(о)говерою и лю//бовию тя величающая». Композиция образа соединяет в себе черты двух иконографий — «Царь Славы» и «Положение во гроб». Первая сложилась в Византии в XII в. и получила название по тексту литургического песнопения Великого Входа: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы». Первоначально это было поясное изображение мертвого Христа с наклоненной вправо головой и скрещенными на груди руками, обычно на фоне креста, часто с изображением гроба на переднем плане. В палеологовскую эпоху композиция дополнилась фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи, предстоящих Христу, как в Распятии. В XVI в. изображение Царя Славы получает на Руси также название «Не рыдай Мене Мати», по первым словам текста ирмоса канона на утрене Великой субботы. К этому времени становятся известны также изображения, композиционно аналогичные данной иконе, когда Богоматерь не предстоит Христу, а поддерживает его тело, обнимая за плечи. Таким образом, иконография «Царь Славы» получает дополнительный смысловой оттенок «Положения во Гроб», где Богоматерь припадает к лику Спасителя. Иконография «Не рыдай Мене Мати» в редакции представленной иконы была распространена в русской иконописи позднего времени (XVIII—XIX вв.). Особенностью данного образа является отсутствие изображения креста за фигурами Христа и Богородицы. Икона написана в подражание стилю древней русской иконописи. Такое последовательное воспроизведение особенностей старой иконописной манеры было очень популярно на рубеже XIX—XX вв. в старообрядческой среде, у мастеров-«подстаринщиков». Некоторая стилизация и угловатость рисунка, а также надпись вязью на полях, расположенная по периметру иконы, свидетельствуют о влиянии стиля модерн. Н. Комашко.
|