АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см.
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см.
Икона написана на более ранней доске. Тонированные левкасные вставки по краям, тонировки по утратам красочного слоя по всей поверхности. Потертость золота.
На полях надпись по периметру: «Не рыдай мене м(а)ти възирающе въ гробе его же плотию // Без семени зачала еси с(ы)на въстану оубо и славено буду и възнесу с славою немолчено яко б(о)говерою и лю//бовию тя величающая».
Композиция образа соединяет в себе черты двух иконографий — «Царь Славы» и «Положение во гроб». Первая сложилась в Византии в XII в. и получила название по тексту литургического песнопения Великого Входа: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы». Первоначально это было поясное изображение мертвого Христа с наклоненной вправо головой и скрещенными на груди руками, обычно на фоне креста, часто с изображением гроба на переднем плане. В палеологовскую эпоху композиция дополнилась фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи, предстоящих Христу, как в Распятии. В XVI в. изображение Царя Славы получает на Руси также название «Не рыдай Мене Мати», по первым словам текста ирмоса канона на утрене Великой субботы. К этому времени становятся известны также изображения, композиционно аналогичные данной иконе, когда Богоматерь не предстоит Христу, а поддерживает его тело, обнимая за плечи. Таким образом, иконография «Царь Славы» получает дополнительный смысловой оттенок «Положения во Гроб», где Богоматерь припадает к лику Спасителя.
Иконография «Не рыдай Мене Мати» в редакции представленной иконы была распространена в русской иконописи позднего времени (XVIII—XIX вв.). Особенностью данного образа является отсутствие изображения креста за фигурами Христа и Богородицы.
Икона написана в подражание стилю древней русской иконописи. Такое последовательное воспроизведение особенностей старой иконописной манеры было очень популярно на рубеже XIX—XX вв. в старообрядческой среде, у мастеров-«подстаринщиков». Некоторая стилизация и угловатость рисунка, а также надпись вязью на полях, расположенная по периметру иконы, свидетельствуют о влиянии стиля модерн.
Н. Комашко.
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см.
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см.
<< Назад
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Фрагмент. Мч. Флор
 
Далее >>
Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Первая половина XVII века. Русский Север. Мастерская Соловецкого монастыря (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 31,2х25 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.