|
Преподобный Харитон Исповедник, с житием в 22 клеймах. 1660-е годы. Москва. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 140х122 см. Происходит из разрушенного храма Харитона Исповедника в Огородниках. Возможно, это местная икона колоколенного храма, но не исключено, что образ был написан для Владимирской церкви.
Скорее всего, первая реставрация иконы относится к концу 70-х годов XVII в. (после пожара 1678 г.). Возможно, прошла реставрацию в 80-е годы XIX в. Сохранность иконы хорошая, поля и фон имеют записи по авторскому живописному слою. В настоящее время находится в иконостасе Покровской церкви МДА, поэтому возможен ее тщательный осмотр. Состав клейм: 1. Приведение христиан пред царя Аврелиана и запрещение истинному Богу покланяться; 2. Гонения на христиан; 3. Бегство христиан в горы и пещеры; 4. Бегство иноков из обителей; 5. Заточение в темницы христиан; 6. О христианах, добровольно сдающихся царю на муки за веру; 7. Приведение св. Харитона пред царя Аврелиана; 8. Исповедание веры пред царем Аврелианом; 9. Осуждение св. Харитона; 10. Бичевание св. Харитона воловьими жилами; 11. Бичевание св. Харитона жилами; 12. Прекращение гонений на христиан в связи с воцарением нового епарха; 13. Заточение св. Харитона в темницу в железах, мучение огнем (свечами); 14. Освобождение св. Харитона; 15. Смерть неправедного властителя; 16. Пребывание св. Харитона в обители Фарос и исхождение оттуда; 17. Нападение разбойников на св. Харитона; 18. Разбойники бросают связанного святого в пещере; 19. Пребывание св. Харитона в темнице; 20. Смерть разбойников от отравленного змеею вина; 21. Чудо об изведении воды из камня; 22. Кончина св. Харитона. Редчайшая житийная икона Харитона Исповедника находится слева в местном ряду иконостаса Покровской церкви. Изображения этого святого не были широко распространены в России. И хотя престолы, ему посвященные, были не только в московских храмах, но и в других городах и селах, житийных икон, возможно, более не сохранилось. В дошедших до нашего времени памятниках иконописи, как правило, Харитон Исповедник представлен в числе избранных святых, в минейных иконах, на полях, в небольших заказных иконах и т.п. Св. Харитон, живший во второй половине III — первой половине IV в. в Иконии, пострадал при каком-то из императоров — Галерии, Максимиане или Ликинии (305-324 гг.). Вероятно, в XVII в. сведения о жизни св. Харитона иконописцы черпали из проложного жития. Оно было включено в состав Макарьевских Миней, позднее вошло в первые же печатные Прологи. Проложное житие содержит минимальные сведения о Харитоне и его подвиге исповедника — о мучениях за веру при «Аурелиане царе града Никийского Ликаонской епархии»; о том, как «огнем запале бысть и не сгоре»; об освобождении из темницы после смерти царя Аврелиана; о том, как «в разбойники впад» на пути в Иерусалим, и о смерти разбойников от яда змеи, которая «изблева яд» в вино; о спасении святого и создании им церкви в пещере, куда его бросили разбойники, а затем и обители. Завершается житие чудом святого об изведении воды из «камня несекомого» и сообщением, что Харитон получил дар врачевания — «врач недугам явился» и в глубокой старости умер. Об особых подвигах святого в службе поется: «...венчаше тя добродетели, Харитоне, страдальческим венцом Христова царства, прелести бо пиянство искоренил еси блаженне», «...благодать исцелений, Харитоне, божественне от благодати достойно приял еси». История мучений за веру, иноческая жизнь и праведная кончина прп. Харитона подробно проиллюстрированы в 22 клеймах, которые читаются слева направо (порядок меняется в клеймах 12-15). В среднике, окруженном широкой рамкой с растительным узором и наугольниками, представлено поясное изображение святого с развернутым свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Характерная длинная раздваивающаяся, доходящая до пояса борода и небольшое гуменцо являются запоминающимися чертами облика святого. По «Иконописному подлиннику новгородской редакции» конца XVI в., прп. Харитон изображался «сед аки Власей, риза багор с празеленью, дика. Исподъ вохра с киноварью», что не совсем точно передается на публикуемой иконе. На верхнем поле иконы в центре помещен образ Спаса Нерукотворного. Пропорции и силуэты фигур, архитектурные формы, объемно-пространственное построение клейм, характер написания горок, письмо личного имеет аналогии в тех произведениях 50-60-х годов XVII в., которые связаны еще с традициями первой половины столетия. Память Харитона Исповедника 28 сентября/11 октября. Л. Тарасенко.
|