|
Апостол Петр. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 140х48,5 см. На иконе небольшие тонированные вставки грунта на полях, по лузге, по стыкам досок. Потертости и утраты серебра и золота на одеждах. Тонировки.
Икона входила в деисусный ряд крупного иконостаса. На Руси святые размещались в ряду по чинам святости: апостолы, святители, мученики, преподобные. Изображения первоверховных апостолов Петра и Павла в высоких русских иконостасах появляются в конце XIV в. (иконостас Благовещенского собора) и получают распространение в следующих столетиях; образы свт. Николая входят в состав высокого ростового деисусного чина с XV в. Ап. Петр изображается в хитоне и гиматии, в руке он держит свиток и ключи. Свитки имеют вид свернутых в трубку или частично раскрытых, как на публикуемой иконе. Надписи на свитках разные. Текст на свитке ап. Петра: «[А]з же ти глаголю яко // [ты] еси Пет(р) и на с//емъ //кам//ни [с] // ож //»... («Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камене (petra) созижду Церковь Мою» (Мф. 16: 16-18). Ап. Петр (камень), самый ревностный последователь Христа, первый среди Его учеников — получил от Христа «ключи от Царства Небесного» и право пасти стадо Христово. Фигуры предстоящих очень крупные, монументальные, они не помещаются в пространство отведенной им иконной плоскости, части одежд, ноги выходят за границы ковчега. Несмотря на слегка укороченные пропорции, изображения святых наполнены мощью и энергией. Усиливают это впечатление крупные складки и сочные живописные пробела. Типы ликов, способ письма личного, характер рисунка и композиции находятся в русле искусства барокко, получившем распространение в русской культуре конца XVII—XVIII в. Произведения из ЦАК МДА принадлежат к провинциальному слою этого направления. Т. Нечаева.
|