|
Преподобный Иоанн Лествичник (Проповедь преподобного Иоанна Лествичника и Лествица небесная). Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера. 49,3х39,8 см. Икона реставрирована. Потертости золота на нимбе прп. Иоанна, утрата части надписи в нижней части. Тонировки.
Прп. Иоанн Лествичник (около 570—606 г.) — великий аскет, игумен монастыря св. Екатерины на Синае — при жизни был наделен дарами прозорливости и чудотворения. Автор «Лествицы» — руководства для монахов, одного из наиболее авторитетных и известных аскетических сочинений. «Лествица» состоит из тридцати глав «степеней» и предназначена показать путь духовного восхождения от земного к небесному через очищение, искоренение пороков и страстей к восстановлению в человеке образа Божия. Изображения прп. Иоанна, поучающего братию, и лестницы, ведущей на небо, по которой поднимаются монахи, появляются в рукописях в качестве иллюстраций к его сочинениям; самые ранние относятся к XI в. В России подобные композиции распространяются с начала XV в. как в книжной миниатюре, так и в иконописи. Преподобный представлен в молении, в правой руке он держит свиток с обращением к инокам: «Внимайте братие себе...». Обычно на хартии находится текст из его сочинения «Восходите, восходите...». В публикуемой иконе имеется ряд отличий от традиционных композиций этого сюжета. Отсутствуют изображения иноков, падающих с лестницы в адскую бездну. В ранних памятниках Христос берет представшего перед Ним монаха за руку, как в иконах «Сошествие во ад», или вручает ему венец. Необычным является вид праведников, поднимающихся по лестнице, они написаны с крыльями. Образы крылатых монахов восходят к видению египетского подвижника Иоанна Колова (V в.), в русском искусстве они известны главным образом в иконографии Страшного суда. Возможно, толкование этих образов содержится в символическом осмыслении сюжета. В житии прп. Иоанн Лествичник сравнивается автором с боговидцем праотцем Иаковом, а «Лествица» — с лестницей из его видения, соединившей небо и землю, по которой поднимались и сходили ангелы. Вероятно, иконописец, продолжая сопоставления, изображает монахов крылатыми, уподобляя их ангелам из сна праотца Иакова. Слева внизу два картуша: овальный, увенчанный головкой ангела, с тропарем прп. Иоанну Лествичнику: «Слезъ твоихъ теченми пустыни // безплодное возделалъ еси...//», и квадратный, с текстами жития святого и двух кондаков: «Плоды присно цветущия...»; «На высоте Господь воздержания...». В художественном строе иконы заметно обращение к барочному искусству, получившему распространение в России с конца XVII в. Из западноевропейских источников заимствованы изображения Христа в гиматии с развевающимся концом, восседающего на облаке и держащего большой крест, а также прп. Иоанна в динамичной позе с широко разведенными руками. Характерны для произведений этого круга крупные живописные складки одежд, написанные твореным золотом и серебром, использование пейзажных фонов, холодноватая серо-голубая гамма. Одним из излюбленных элементов украшения иконописного произведения конца XVII—XVIII в. становятся тексты-эмблемы в картушах. Вместе с тем упрощенные живописные приемы, особенно в письме ликов, связывают публикуемое произведение с провинциальным центром. Т. Нечаева.
|