|
Тайная вечеря. Греция. Вторая половина XVIII века. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 32,4х23,3 см. Икона реставрирована. Трещины левкаса. Сцена «Тайная Вечеря» представлена в одном из распространенных иконографических вариантов — двенадцать апостолов размещаются у стола, в центре которого Христос. Эта композиция встречается в византийском искусстве с VI в., в частности, ее можно видеть в базилике Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Широкое распространение в иконописи этот сюжет получает в поствизантийскую эпоху, особенно в творчестве Феофаноса Критского.
Икона написаны в традициях, близких к живоподобному письму. Манера исполнения характерна для греческой живописи середины — второй половины XVIII столетия. Лики написаны по серо-оливковому санкирю с яркими белильными высветлениями по форме. У уголков глаз, носа, на лбу положены точные белильные движки. Манера исполнения близка к таким произведениям, как «Три отрока в печи огненной» из Протатона на Афоне, XVIII в.; «Мученик Меркурий», Афон, XVIII в., ГИМ. Схема построения композиции и изображения заднего плана иконы «Евхаристия» аналогична «Сошествию во ад» из монастыря Иоанна Богослова на Патмосе второй половины XVIII в. Как показывают перечисленные аналогии, весьма возможно, что эти иконы связаны с Афоном. Они составляют один комплекс и, видимо, являлись частью одного эпистилия темплона. Очевидно, что эпистилий, в который входили эти иконы, имел в своем составе изображения избранных святых и праздников.
|