|
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см. Икона реставрирована. Имеются вставки левкаса, мелкие тонировки, потертости красочного слоя. Характер утрат левкаса говорит о том, что икона была под окладом.
Чудотворная икона «Богоматерь Донская», написанная в конце XIV в., впервые упомянута в летописях под 1552 г. в связи с молитвой перед ней Ивана Грозного незадолго до похода на Казань. По преданию, древний образ задолго до этих событий поднесли князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 г. В летописи сообщается, что икона была на Дону «с преславным великим князем Димитрием Иоановичем». Изначально образ Богоматери находился в Успенском соборе подмосковного города Коломны. Судя по тому, что имеются ранние, XV в., списки этой иконы, она уже тогда пользовалась почитанием. В 60-е годы XVI в. ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1563 г. она участвовала в Ливонском походе царя Ивана IV. В 1591 г. с помощью Богоматери от «Донской» Ее иконы связывали победу русских над ордами крымского хана Казы-Гирея, в честь чего и было установлено празднование иконе. В настоящее время эта древняя святыня находится в Государственной Третьяковской галерее. День празднования - 19 августа/1 сентября. В иконе Богоматери «Донская» из собрания ЦАК МДА чтимый образ повторяется в уменьшенном размере и с изменением некоторых деталей, но основные иконографические черты сохранены. Икона принадлежит кисти выдающегося мастера второй половины XVI в., имевшего свой особый художественный почерк. Иконописец виртуозно владел техникой исполнения личного с ее сложной последовательной моделировкой объемов. Строя колорит иконы на контрасте розового и темно-оливкового цветов, художник добился редкого своеобразия цветовой гаммы. Использование золота позволило ему передать ощущение драгоценности живописной поверхности. Характер живописи ликов средника, темный колорит, в котором каждый цвет приобретает особо интенсивное звучание, своего рода «эмальерность» красочной поверхности имеют аналогии в московских произведениях 70-80-х годов XVI столетия. Л. Тарасенко.
|