|
Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
На портрете изображен свт. Тихон Задонский (Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, 1724—1783). После обучения в Новгородской семинарии, в 1758 г. он принял монашеский постриг, посвящен во иеродиакона и иеромонаха, через год назначен ректором Тверской семинарии и архимандритом Успенского Желтикова монастыря. В 1761 г. состоялась его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру, где проявил себя как добрый пастырь, радеющий о духовном просвещении пасомых. Получив в 1767 г. разрешение уйти на покой, по слабости здоровья, он поселился в Задонском Богородицком монастыре, где, занимаясь богомыслием и молитвой, написал много духовно-нравственных сочинений («Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и др.). В 1861 г. причислен к лику святых. День памяти – 13/26 августа. Портрет является точной копией прижизненного портрета святого, подаренного им своему другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину. Это традиционное изображение святителя в архиерейской мантии и клобуке, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Отличается от оригинала цветом скрижалей и мелкими подробностями рисунка. Принадлежавший Студеникину портрет был признан наиболее точным в передаче облика свт. Тихона, и Святейший Синод утвердил его как образец для иконописцев, дополнив изображение нимбом. Однако живописные повторения этого образа в портретной иконографии святителя встречаются достаточно редко (одно из них находится в Задонском Богородицком монастыре). Несмотря на некоторую стилистическую условность, портрет из ЦАК МДА имеет исключительное значение как достоверное изображение облика святителя. Я. Зеленина.
|