|
Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века. Москва. Неизвестный художник. Холст, масло. 88х69,5 см. Предположительно из собрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Реставрирован в 1995 г. Н.А. Воскресенской (ЦАК МДА). Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Уникальная коллекция портретов и личных вещей свт. Филарета Московского была собрана и передана в ЦАК МДА Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), глубоко чтившим память выдающегося архипастыря. Свт. Филарет (Василий Михайлович Дроздов, 1782—1867) — известный богослов, церковный писатель, яркий проповедник, талантливый администратор, строгий аскет. После обучения в Троицкой семинарии в 1808 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным). Вскоре был вызван в Санкт-Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях, где в 1809 г. принял сан иеромонаха, в 1811 г. возведен в архимандрита. С 1812 г. — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и профессор богословских наук. В 1817 г. состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 г. — архиепископ Тверской и Кашинский, член Святейшего Синода, в 1820 г. переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. В 1821 г. назначен в Московскую епархию и возглавлял ее почти полвека, с 1826 г. — в сане митрополита, занимая в церковной жизни эпохи, по сути, патриаршее место. Автор «Христианского катехизиса», активный участник перевода Библии на русский язык, разработавший ряд законодательных документов Российской империи, в частности Манифест об освобождении крестьян 1861 г. В 1994 г. причислен к лику святых. День памяти — 19 ноября/2 декабря. Свт. Филарет имеет богатейшую портретную иконографию, появившуюся благодаря его широкому почитанию в различных слоях русского общества. Существует несколько основных вариантов его изображения, отличных, главным образом, типом облачения (богослужебным, келейным, парадным — со многими церковными наградами). На данном портрете он представлен в архиерейской мантии с образами прпп. Сергия и Никона Радонежских на скрижалях и в белом клобуке, с благословляющей десницей и жезлом в руке, на груди — панагия, орденский знак и звезда Святого Андрея Первозванного. Алмазных знаков к ордену святитель был удостоен в 1849 г. — портрет создан после этой награды. Близкий по иконографии портрет 1840-х годов отличается некоторыми деталями (в частности, отсутствуют алмазные знаки) и главное — иной, менее точной, портретной характеристикой. Портреты в богослужебном облачении, безусловно, не писались с натуры. Однако в данном случае точно передан облик святителя, запечатленный в его словесном образе: «Постом, трудом, болезнию, сильными впечатлениями, летами изнуренное его лицо было так тонко, бледно, что казалось сквозным; но достоинства и грации все та же полнота». Судя по изображению мантии священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры (как и на некоторых портретах митрополита Платона и архиепископа Августина), данный портрет происходит из Лавры или Московской Духовной Академии. Я. Зеленина.
|