АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы. Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы. Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
Мозаичная икона представляет один из редких сохранившихся образцов художественного творчества насельниц Серафимо-Понетаевского монастыря, образованного в 1860-е годы при с. Понетаевка близ Арзамаса группой сестер, покинувших Серафимо-Дивеевскую обитель. Некоторые из них, и в том числе игуменья Евпраксия (Занятова), будучи послушницами Дивеевской общины, в конце 1850-х годов обучались «греческой иконописи и мозаическому искусству» в Санкт-Петербурге при Академии художеств. Традиции трудоемкого и дорогостоящего искусства римской мозаики были перенесены ими в Понетаевскую обитель.
О стилистике произведений, вышедших из монастырской мастерской, можно судить по двум подписным произведениям: иконам святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры, поднесенным сестрами обители в 1896 г. царю-страстотерпцу Николаю II и его супруге после коронации, а также по иконе Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость») конца XIX — начала XX в., вывезенной из обители после ее закрытия. Иконописное творчество сестер основано на принципах академической школы. Образно-стилистические и технические качества понетаевских мозаик не уступают работам столичных мозаичистов. По композиции, рисунку, колориту и мелким деталям изображения образ из ЦАК МДА в точности повторяет икону святителя Николая Чудотворца 1896 г. Сходство заметно и в приемах моделировки формы, разработке светотени на одеянии. Безусловно, обе мозаики исполнялись с одного оригинала. Небольшое отличие в изображении лика и в надписи свидетельствует о творческом подходе художниц к решению образа. Сравнение двух памятников, один из которых принадлежал царской семье и не был доступен для копирования, вполне определенно подтверждает атрибуцию мозаики ЦАК МДА как произведения понетаевской мастерской.
Я. Зеленина.
Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы. Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы. Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
<< Назад
Святитель Николай Мирликийский. 1681 г. Москва. Школа Оружейной палаты. Симон Федорович Ушаков. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 34х28,3 см.
 
Далее >>
Святитель Николай Мирликийский (Великорецкий), с житием в 8 клеймах. Вторая половина XVI века. Псков(?). Оклад - XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, гравировка, цветное стекло. 56,8х46,5 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.