|
Избранные святые. Вторая половина XVI века. Ростов. Оклад — XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, канфарение. 61х81,3 см. Икона реставрирована Е.С. Чураковой в 1969 г. Многочисленные тонировки, чинки в местах утрат; основа сильно деформирована. Басма с утратами и чинками, дробницы не сохранились. Замена утраченных участков басмы мастикой с отпечатанным орнаментом.
На иконе представлены русские святые, прославленные епископы и благоверные князья. Святые изображены в рост прямолично, расположены по чинам святости. Справа — свтт. митрополиты Московские Петр и Алексий; в центре — блгв. князья Владимир Киевский с сыновьями, мчч. Борисом и Глебом; рядом с ними князь Смоленский и Ярославский Феодор с детьми, Давидом и Константином; слева — митрополиты Ростовские Леонтий и Исайя. На полях фигуры неизвестных святых (двух святителей и преподобного), их имена на серебряных дробницах утратились. Объединение на иконе киевских, московских, ростовских и ярославских святых, вероятно, вызвано желанием подчеркнуть тему преемственности власти ярославского князя от киевского и освящение ее авторитетом ростовских и московских митрополитов и святых, исторического единства земель Северо-Восточной Руси и Московского княжества, нерасторжимости их союза. Эта тема была важной составляющей в политике укрепления Русского централизованного государства. Свт. Петр, митрополит Московский (ум. 21 декабря 1326 г.), выдающийся церковный и государственный деятель, способствовал усилению Московского княжества, укреплял авторитет Церкви. Перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Почитание первосвятителя Русской Церкви началось сразу после его кончины; в 1339 г., при митрополите Феогносте, он был причислен к лику святых. За пределами Москвы его почитание распространилось с первой половины XV в. Память — 21 декабря/3 января (преставление), 24 августа/6 сентября, 5/18 октября (перенесение мощей). Свт. Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец (1300-1378), воспитатель великого князя Дмитрия Ивановича. Заботился о единстве Русской Церкви, поддерживал объединительную политику московских князей. Еще при жизни обладал даром исцелений. Общерусское почитание установлено в середине XV в. Память — 12/25 февраля (преставление) и 20 мая/2 июня (обретение мощей). Св. равноап. великий князь Владимир, во святом крещении Василий (ум. 15 июля 1015 г.), внук равноап. княгини Ольги. Ввел христианство на Руси в качестве государственной религии. Церковное празднование было установлено князем Александром Невским после победы над шведами в 1240 г., одержанной в день смерти св. Владимира 15 июля. Блгв. князья Борис, во святом крещении Давид (ум. 6 августа 1015 г.), и Глеб, во святом крещении Роман (ум. 18 сентября 1015 г.), убитые по приказу их брата Святополка, прозванного Окаянным. Первые русские святые, князья-страстотерпцы, почитались как мученики. При митрополите Иоанне (до 1035 г.) составлена служба и установлено совместное празднование 24 июля/6 августа. Прославились как податели помощи в ратных делах и покровители князей и воинов. Широко почитались как в народной, так и в княжеской среде. Св. блгв. князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозвищу Черный (около 1237/1239 - 1299). Перед смертью принял монашеский постриг и публично исповедался перед ярославскими жителями. После него княжил его сын, св. Давид (ум. в 1321 г.); второй сын, св. Константин, умер раньше. Церковное почитание прп. Феодора, начавшееся в Ярославле после его кончины, усилилось после обретения мощей блгв. князя и его чад 5 марта 1463 г. Все трое были положены в одной гробнице. По обе стороны от высокого ростом отца находились его дети. В таком виде они стали изображаться на иконах. Тогда же иеромонахом ярославского Спасского монастыря Антонием было составлено житие св. Феодора. Память 19 сентября/ 2 октября, и 5/18 марта. Свт. Леонтий Ростовский, монах Киево-Печерского монастыря, третий епископ Ростова Великого. Распространял христианство в северных ростовских землях, в 1077 г. убит язычниками. Почитался как равноапостольный, канонизирован на Руси в числе первых. Мощи обретены в 1164 г. Местное празднество установлено в 1190 г., общерусское — в XIV-XV вв. Память 23 мая/5 июня. Свт. Исайя Ростовский — епископ, преемник свт. Леонтия на ростовской кафедре (ум. около 1090 г.). Память 15/28 мая и 23 мая/5 июня (среди других ростово-ярославских святых). Икона принадлежит к произведениям ростовских земель. В ней сохраняются характерные удлиненные пропорции фигур с узкими плечами, небольшими руками и ногами. Предстоящие расположены фронтально, в одинаковых позах — тесно прижаты друг к другу. Святители и князья представлены в одеждах из драгоценных узорчатых тканей темных насыщенных цветов — синего, зеленого, красного, сплошь покрытых мелким белильным и золотым орнаментом. На их фоне ярко сверкают светлые исподы на отворотах и белые одеяния. Т. Нечаева.
|