|
Преподобный Пафнутий Боровский. Первая половина XVIII века. Подмосковье. Оклад — XVIII век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: металл (латунь), чеканка, гравировка. 32х28 см. Икона реставрирована. Потертости и утраты красочного слоя и золота, тонировки. Утраты и чинки металла, металлический венец утрачен.
Прп. Пафнутий Боровский (1394/1395—1478) в двадцать лет стал монахом Боровского Высоко-Покровского монастыря. Его первым наставником был ученик прп. Сергия Радонежского архимандрит старец Никита, у которого он семь лет находился в послушании. Затем в течение тринадцати лет преподобный был игуменом монастыря. В 1444 г. после болезни и принятия схимы, прп. Пафнутий оставляет обитель и поселяется недалеко от Боровска, в лесу на берегу р. Протвы, где он основывает монастырь во имя Рождества Богородицы. В 1466-1477 гг. каменный храм Рождества расписывали лучшие мастера того времени Митрофан и Дионисий, учеником прп. Пафнутия был прп. Иосиф Волоцкий. Причислен к лику святых на Московском соборе 1547 г. Память Пафнутия Боровского 1/14 мая. Житие преподобного составлено архиепископом ростовским Вассианом Савиным (ум. в 1515 г.), первоначально бывшим монахом Пафнутьего Боровского монастыря. Рассказ о последних днях святого содержится в Записке его старшего ученика Иннокентия (вторая половина XV в.), ему же принадлежит Канон прп. Пафнутию. Небольшие келейные или домашние образы прославленного святого монаха в молении рядом с основанной им обителью получают распространение в русской живописи в XVII—XVIII вв. На них часто довольно точно воспроизводился вид монастыря и окрестностей. Так, на публикуемой иконе видны р. Протва и монастырская ограда, за которой находятся пятиглавый храм Рождества Богородицы (1589 г.), многоярусная колокольня (1690 г.), и одноглавый храм. Аналогичные строения художники продолжали изображать на иконах более позднего времени. Прп. Пафнутий запечатлен в молении к Спасителю, восседающему на престоле, в окружении пышных облаков. В руках святой держит свиток с традиционным обращением к братии: «Не скорбите убо братие...». Ряса и мантия преподобного покрыты сплошным ассистом из твореного золота — прием, характерный для живописи этого времени. Т. Нечаева.
|