|
Царские врата. Конец XVI века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Правая створка — 152х36 см. Левая створка — 151х34,5 см. Царские врата реставрированы. На обеих створках значительные тонированные утраты грунта и красочного слоя, особенно обширные в верхнем правом и на нижних клеймах. Золото на нимбах и фонах практически утрачено.
Царские врата из собрания ЦАК МДА представляют собой большую редкость как с точки зрения иконографии, так и стиля. Для иконографии царских врат второй половины XVI в. характерно использование сложившейся еще в XIV в., а с XV в. ставшей доминирующей композиционной схемы, в которой в верхней части помещается «Благовещение», в нижней — сидящие и пишущие евангелисты, изображенные на фоне архитектуры или пейзажа. В публикуемом произведении мы впервые в русской иконописи встречаемся с полуфигурными изображениями евангелистов на царских вратах. Позднее подобное решение станет очень популярным, но это произойдет уже во второй половине XVII в. Евангелисты Матфей и Марк (правая створка), Иоанн Богослов и Лука (левая створка) представлены с раскрытыми кодексами, на которых написаны начальные слова их Евангелий. Помещение изображений евангелистов, четырех столпов евангельского учения, на царских вратах прежде всего символизирует собой распространение по всей вселенной благой вести о грядущем спасении. Благодаря особому пластическому и пропорциональному строю образы святых отмечены редкостной выразительностью. Несколько укороченные фигуры масштабны, крупные лики и руки подчеркнуто объемны. Личное буквально «вылеплено» розовой охрой, положенной по коричнево-оливковой карнации. Завершающий слой в живописи ликов — деликатные высветления на надбровных дугах, скулах, ноздрях и короткие пробела по форме. В результате лики обретают непривычную для XVI в. пластическую проработанность и объемность. Своеобразна и колористическая гамма иконы, построенная на светло-коричневом, темно-зеленом и сильно разбеленном розовом цветах. Единственной аналогией этому необычному по стилю произведению является икона Богоматери «Гора Нерукосечная» конца XVI в. из сольвычегодского Благовещенского собора — главного домового храма именитых людей Строгановых. Близость этих двух произведений не ограничивается только типологией ликов, но проявляется и в трактовке доличного — в характерных приемах написания пробелов, принимающих форму «галочек», точек, а также в мраморировке поземов. Царские врата конца XVI в. могли быть написаны мастером, работавшим в строгановских вотчинах и ориентировавшимся на манеру автора сольвычегодской иконы Богоматери «Гора Нерукосечная» конца XVI в. Л. Тарасенко.
|