|
Воскресение Христово (Сошествие во ад). Конец XVI века. Новгород. Красная медь, литье. 13,0х9,5 см. Дефект отливки с двумя сквозными отверстиями в нижней части. Значительная потертость, царапины, деформация. Патина.
Наперсный образ «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») относится к числу шедевров новгородской меднолитой пластики конца XVI в. Среди произведений древнерусской меднолитой пластики икона выделяется не только своими размерами, но и редким пластическим решением композиции. В центре в мандорле овальной формы на створах врат ада в сложном ракурсе представлен Иисус Христос, правой рукой Он выводит Адама, левой держит руку коленопреклоненной Евы. Над ними изображены Иоанн Предтеча и Авель с группами праведников. Композицию завершают изображения ангелов с копием, тростью и восьмиконечным крестом в руках, которые, как небесное воинство с орудиями Страстей Христовых идут на брань с адом. Особенностью меднолитой иконы является симметричное размещение фигур прародителей по сторонам фронтального изображения Христа. Такое уравновешенное композиционное построение подчеркивает главную тему — тему спасения всего человеческого рода от «власти тьмы». Подобный иконографический вариант, получивший распространение в древнерусской живописи начиная с XIV в., известен и в памятниках новгородской иконописи второй половины XVI в. Для воспроизведения в металле в качестве образца была выбрана подобная композиция с введением редкой детали в виде парных ангелов. Красная медь, из которого отлита икона, и орнаментации в виде рельефной плетенки на рамке также подтверждают новгородское происхождение этого редкого памятника меднолитой пластики. Е. Зотова.
|