|
Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Начало XX века. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 30х26,5 см. Икона не реставрирована. Небольшие потертости золота на надписи.
Иконы «Явление Богоматери прп. Сергию» занимали особое место среди произведений иконописных мастерских Лавры. Их писали для раздачи паломникам и в качестве подносных. Рассказ о явлении Богоматери входит в житие прп. Сергия, составленное его учеником Епифанием Премудрым в 1417—1418 гг. Иконография этого сюжета создается в монастыре вскоре после появления жизнеописания святого. Древнейшее сохранившееся изображение чуда находится на деревянном напрестольном кресте мастера Троице-Сергиева монастыря, Амвросия, середины XV в. Публикуемая икона, как следует из надписи на верхнем поле, представляет собой копию почитаемого образа, написанного на доске от древней раки прп. Сергия. В 1585 г. монастырь посетили царь Феодор Иоанович с царицей Ириной в сопровождении Бориса Годунова с молением «о чадородии». Царской семьей в обитель были сделаны крупные вклады, в том числе и драгоценная рака на гробницу преподобного, заменившая прежнюю деревянную. На досках гроба прп. Сергия троицким келарем Евстафием Головкиным (ум. в 1602 г.) были написаны две иконы — «Явление Богоматери прп. Сергию», 1588 г., и «Прп. Сергий Радонежский в житии», 1591 г. Позже образ «Явление Богоматери прп. Сергию» был вставлен в киот с двумя створками и получил вид складня-триптиха. Эта святыня, как особо почитаемая в царской семье, стала участницей многих походов русского воинства. В надписях на полях складень-триптих называют тремя иконами от гроба прп. Сергия. На левом поле находится текст, повествующий о переложении святых мощей прп. Сергия при царе Феодоре Иоанновиче и о написании икон Евстафием Головкиным. На правом поле — рассказ о походе на поляков царя Алексея Михайловича и о помощи ему «трех икон», взятых из монастыря от гробницы прп. Сергия. На нижнем поле цитируется текст, вырезанный на серебряной доске, прикрепленной к чудотворному образу в 1709 г. повелением царя Петра в ознаменование победы над шведами в Полтавской битве. Древний образ с надписями на полях, выполненными в XVIII в., был воспроизведен в литографической копии, отпечатанной в 1849 г. в связи с предпринятой в Троице-Сергиевой Лавре работой по изданию реликвий, связанных с именем прп. Сергия. Литографические листы распространялись среди паломников, а также использовались в качестве учебных пособий в иконописной школе и в мастерских Лавры. Именно такая литография послужила образцом для создания публикуемой иконы. Скорее всего, этот памятник был написан как подносной образ, предназначенный для особого благословения. Подобные произведения отличались высоким уровнем исполнения. В стиле иконы заметно соединение элементов академической живописи и традиционного иконного письма, что было характерно для работ лаврских мастеров. Известно, что триптих Троице-Сергиева монастыря находился в ставке главнокомандующего русской армией в 1914 г. Возможно, что именно начало Первой мировой войны побудило к созданию в мастерских Лавры копий чудотворного образа, издревле служившего защитой русского воинства. Т. Нечаева.
|