|
Складень трехстворчатый: София Премудрость Божия. Троица Новозаветная. Благовещение. Святители Иоанн и Никита Новгородские. XIX век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Средник — 41х26 см., створки по 40х13 см. Складень с изображением Новгородской Софии Премудрости Божией в центре и святителей Иоанна и Никиты на боковых створках. В килевидных завершениях в центре помещена «Новозаветная Троица», а по бокам — «Благовещение Архангела Гавриила Деве Марии». Таким образом, главная тема памятника — это образ Св. Софии Премудрости Божией, покровительницы Великого Новгорода.
Высокое значение Божественной Премудрости, принесенное из Византии на Русь, в древности воспринималось по-особенному. Поэтому Софийский собор изначально становится центром жизни Новгорода. Он освящал всю жизнь новгородцев, являясь для них организующим началом. Самое раннее изображение Св. Софии в составе фрески «Премудрость созда себе дом» происходит из храма Успения на Волотовом поле близ Новгорода и относится к XIV в. В последующее время софийная тематика в иконографии становится более многообразной и распространенной. Особыми почитателями Св. Софии были новгородские иерархи. Это «служебники» Святой Софии, которые своим служением возгревали благочестие новгородцев и их почитание Святой Софии. С именем архиепископа Геннадия (1484-1504; ум. в 1505 г.; память 4/17 декабря) связывается установление престольного праздника в Софийском соборе в день Успения Богоматери. Продолжателем его трудов в Великом Новгороде был свт. Макарий (1526-1542), ставший позднее всероссийским митрополитом. В 1528 г. по его благословению над входом в Новгородский собор было написано изображение Св. Софии, о чем говорится в летописи. Во время работ в соборе с иконостасом «архиепископ Макарей и иконы во святей Софеи повеле по чину поставити: самую чюдную икону святую Софею выше воздвиг». Можно говорить, что почитание им Св. Софии могло начаться еще во время его пребывания в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1503 г. сподвижник архиепископа Геннадия богоявленский игумен Герасим Поповка прислал в обитель прп. Пафнутия книгу творений свт. Дионисия Ареопагита. В другой сохранившейся до наших дней рукописи можно было прочесть Слово о Премудрости Божией. Когда свт. Макарий был поставлен на московскую кафедру, то благодаря его трудам в Москве получает распространение почитание Св. Софии. На левой створке складня изображен образ свт. Никиты, постриженика Киево-Печерского монастыря. Он подвизался в Новгороде в 1096-1108 гг. Обретение его святых мощей было совершено 30 апреля 1558 г. После этого новгородский архиепископ Пимен в послании свт. Макарию в Москву, испрашивал благословения писать образ свт. Никиты без бороды. В год обретения мощей свт. Никиты велись военные действия на западных рубежах Русского государства, и русские воины, осаждавшие Ругодив (ныне Нарва), как и осаждаемые, видели явление свт. Никиты. Инок Зиновий Отенский, новгородский богослов, написавший Похвальное слово свт. Никите, говорит, что мощи Святителя явились на посрамление ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого, осужденной при митрополите Макарии. Другой духовный писатель Макарьевской эпохи, игумен Маркелл Безбородый, написал в Новгороде житие и канон свт. Никите и отвез их свт. Макарию в Москву. На правой створке складня изображение свт. Иоанна Новгородского (1165-1186), при котором произошло чудо Знамения Богоматери, принесшее избавление Новгорода от суздальской рати. Открытие его мощей произошло при свт. Евфимии (ум. в 1458 г.; память 11/24 марта), в 1439 г. Его явление свт. Евфимию положило начало соборному прославлению новгородских князей и святителей, почивающих в Софийском соборе. В1559 г. новгородский архиепископ Пимен устроил раку для мощей свт. Иоанна. В житиях свтт. Иоанна и Никиты имеются некоторые черты сходства. При своей жизни они сталкивались с действием бесовской силы. Перед открытием их мощей святители являлись в видении новгородским владыкам. Оба святителя, изображенные на складне, были канонизованы на соборе при митрополите Макарии, и их одновременное почитание с особой силой началось в Макарьевскую эпоху. В этом видится особый аспект в их почитании как двоицы святых иерархов. Данное явление известно по Евангелию, когда Христос посылал на проповедь Своих учеников по двое (Мр. 6:5). Об этом явлении с богословской точки зрения писал отец Павел Флоренский, приведя имена некоторых подобных духоносных пар: апп. Петр и Павел, свв. Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн. Данная особенность находит отражение и в почитании русских святых. Следует назвать имена свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия и Германа Валаамских, Сергия и Никона Радонежских, Зосимы и Савватия Соловецких и др. Такое же двоичное почитание подобает и новгородским свтт. Никите и Иоанну. Они традиционно изображались в паре, к их молитвенному предстательству прибегали благочестивые новгородцы. В Великом Новгороде почитание Св. Софии Премудрости имеет особое значение и находит отражение в иконописи, фреске, агиографии, гимнографии, сфрагистике и т.д. Новгородцы особо чтили Софию и свой кафедральный храм. Новгородские же владыки были Ее служителями. Истоки формирования данной иконографии восходят к Макарьевской эпохе середины XVI в. Архим. Макарий.
|