|
Омофор. 1660-1670-е годы. Сольвычегодск. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Тафта, камка (Италия), объярь (Турция), холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Золотные тесьма и кружево. Лицевое шитье. 227х32 см., диаметр круглого клейма — 15,5х13,5 см., кресты — 31х28,3 см. Омофор обрезан с одного конца почти на 200 см. Утрачены: два креста, на которых были вышиты, вероятно, сюжеты «Распятие» и «Положение во гроб»; «источники», кисти на концах омофора.
Омофор шит из итальянской камки XVII в. палевого цвета с растительным орнаментом в виде разработанных вьющихся толстых стеблей, проходящих через короны, а также плодов граната и листьев аканфа. Сохранившиеся полосы «источников» выполнены из турецкой золотной объяри XVII в. (мелкие красные гвоздики по золотому фону). Подкладка поздняя — китайская камка XVIII в. Края омофора обшиты золотными тесьмой и кружевом. Посередине омофора нашита «звезда» — круглое (в данном случае овальное) клеймо с шитой композицией «Богоматерь с Младенцем на троне, с преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским». Богоматерь держит на коленях Младенца, который благословляет правой рукой. Слева и справа изображены коленопреклоненные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В крестчатых клеймах по сторонам вышиты «Воскресение» (в типе «Сошествия во ад») и «Снятие со креста». Именующие надписи шиты красным шелком. Материал, техника шитья и стиль характерны для произведений строгановских мастерских 60-70-х годов XVII в. Шитье композиций выполнено по красной тафте. Лики шиты плотно крученым шелком светло-серого цвета «атласным швом» «по форме». Рисунок черт лица — черным шелком. Светотеневая моделировка ликов передана по характерной «строгановской» схеме коричневым шелком. Все доличное и фон зашиты пряденым золотом и серебром «в прикреп» и сканью. Прикрепы разноцветного шелка образуют орнаменты: крестик, клопчик, черенок, городок, ягодка двойная. Контуры выделены серебряной нитью высоким швом «по веревочке». Существует два полностью сохранившихся строгановских омофора: из комплекса облачения митрополита Ростовского Ионы Сысоевича 1665 г. и архиепископа Суздальского Стефана 1671—1672 гг., переданный в конце XVIII в. вместе с саккосом в Пермь. На них имеются помимо крестов со «Снятием со креста» и «Сошествием во ад» кресты с «Распятием» и «Положением во гроб». Несколько споротых крестов с этими сюжетами хранятся в ГРМ, что заставляет предположить наличие тех же композиций и на данном памятнике. Особенностью омофора является изображение в «звезде» Богоматери на престоле, с Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским, в то время как на вышеуказанных омофорах вышито «Вознесение». Думается, что выбор этого сюжета обусловлен конкретными фактами биографии архиерея, которому был поднесен омофор и чье служение было связано как с Новгородом, так и с Москвой. Из архиереев 60—70-х годов XVII в. это могли быть патриархи Питирим, занимавший престол с 7 июля 1672 г. по 1673 г. (до 1664 г. митрополит Крутицкий, затем Новгородский), или Иоаким, сменивший его сначала в 1673 г. на новгородской кафедре, а в 1674 г. — на патриаршей. А. Силкин.
|