|
Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Возле верхнего края надпись: «Преос(вя)щеннейший Никифоръ [Феотокий], архиеп(ис)к(оп)ъ Астраханский и Ставропольский.». В собрании ЦАК МДА хранится наиболее ранний из известных в настоящее время портретов архиепископа Никифора (Феотоки, 1731—1800). Уроженец Греции (острова Корфу), в 1748 г. он пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в 1753 г. принял сан иеромонаха, служил проповедником и занимался преподаванием. С миссионерскими целями побывал в Палестине и Египте, затем переехал в Константинополь и Яссы, где был назначен ректором гимназии. С 1776 г., приняв решение переехать в Россию, занимал должность ректора семинарии в Полтаве. В 1779 г. сменил архиепископа Евгения (Булгариса) на Словенской и Херсонской кафедре. В 1786 г. назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским, в 1792 г. уволился на покой и получил в управление московский Данилов монастырь, где и был погребен. Оставил ряд богословских и полемических сочинений. Иерарх представлен благословляющим, в архиерейской мантии и клобуке, с панагией, орденским знаком и звездой Святой Анны, с жезлом в руке, справа вверху изображен герб (вероятно, родовой герб графов Феотокиев). Портрет написан после 1797 г., когда архиепископ Никифор, уже находясь на покое в московском Даниловом монастыре, при коронации императора Павла I был удостоен ордена Святой Анны I степени. Вероятно, портрет выполнен в последние годы жизни иерарха и сохраняет его достоверный облик. Представляет один из превосходных образцов архиерейского портрета рубежа XVIII—XIX вв., совмещающий особенности живописной культуры своего времени с традиционным «парсунным» стилем изображения. Я. Зеленина.
|