|
Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег. 31х27,2 см. Икона реставрирована. Тонированные вставки грунта по всей поверхности, особенно на полях. Надписи поновлены.
Образы прп. Саввы Звенигородского, или Сторожевского (ум. в 1406/1407), были распространены в Средней Руси и существовали во многих иконографических вариантах. В соответствии с житием первая икона прп. Саввы была создана после его явления во сне игумену Саввино-Сторожевского монастыря Дионисию, которому святой указал написать свой образ. Игумен, расспросив ученика св. Саввы Аввакума, понял, что явившийся ему во сне старец и есть основатель обители. Будучи иконописцем, Дионисий сам написал икону своего святого предшественника. Св. Савва был пострижеником и одним из первых учеников прп. Сергия Радонежского, как и его учитель являлся «теплейшим поборником безмолвия», как указывается в его житии. Когда после смерти прп. Сергия его ученик и преемник прп. Никон Радонежский оставил игуменство, монастырская братия избрала игуменом Троице-Сергиева монастыря Савву. Позднее по настоянию князя Юрия Звенигородского, бывшего духовным сыном прп. Саввы, тот основал церковь Рождества Богородицы (около 1377 г.), положившую начало подмосковному Саввино-Сторожевскому монастырю. Прп. Савва Сторожевский был канонизирован к общецерковному почитанию в 1547 г. Мощи святого были обретены в 1682 г. День памяти — 3/16 декабря. Житие святого было написано в середине XVI в., при свт. Макарии, иноком Маркеллом, впоследствии игуменом новгородского Хутынского монастыря. Биограф указывал в житии на скудость сведений о жизни преподобного, особенно до монашеского пострига: «мы же о рождении и о воспитании его ничего не нашли...». На этой иконе использована традиционная для преподобных иконография: прп. Савва представлен в молении Богоматери с Младенцем, помещенным в небесном сегменте. Младенец Христос, восседающий на руках у Богоматери и повернувший голову к святому, благословляет его. Возможно, что иконописец изобразил моление святого к Богоматери, следуя указанию жития на то, что прп. Савва всегда носил с собой икону Богоматери и, устраивая обитель, уповал на помощь Пресвятой Девы. Художественные особенности, в том числе композиция, пропорции, колорит, письмо личного, говорят о создании иконы в первой половине XVIII в. Не исключено, что это произведение было написано мастером, связанным с Саввино-Сторожевским монастырем. Л. Тарасенко.
|