|
Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской, Галичский. Конец XVIII века. Поволжье (Старообрядческая мастерская?). Дерево, ковчег, левкас, темпера. 95,2х58,1 см. Икона прошла современную реставрацию. На ней имеются тонированные чинки левкаса и красочного слоя, особенно крупные — на верхнем, левом и нижнем полях. Справа по всей длине надставлена планка.
Икон прп. Авраамия Городецкого сохранилось немного. Большей частью иконы преподобного происходят из мест его особого почитания, т. е. из костромских земель. Прп. Авраамий, ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, один из наиболее чтимых костромских святых, «просветитель местных племен». После многих лет иноческой жизни в Троице-Сергиевом монастыре по благословению прп. Сергия Радонежского, Авраамий, желавший пустынножительства, ушел в костромские пределы. Там, на берегу Галичского озера, он чудесным образом обрел икону Богоматери. На месте явления иконы князем Дмитрием Феодоровичем был основан Авраамиев Новозаозерский монастырь. Прп. Авраамий в поисках уединения покинул Галическое озеро и основал в близлежащих землях две пустыни — Ризположенскую и Собора пресвятой Богородицы, а затем ушел на Чухломское озеро, где положил начало еще одному монастырю — Покровскому. Там он закончил свои дни в глубокой старости 20 июля 1375 г. В 1621 г. прп. Авраамий был причтен к лику святых. День памяти святого — 20 июля/2 августа. Житие святого было написано игуменом Чухломского Покровского монастыря Протасием (середина — вторая половина XVI в.). На публикуемой иконе прп. Авраамий, облаченный в монашеские одежды, правой рукой двуперстно(!) благословляет предстоящих, в левой руке держит икону Богоматери «Умиление». Наиболее выразительная и характерная особенность облика прп. Авраамия — это борода, лежащая на груди отдельными пятью-семью прядками. Здесь борода святого имеет цельный абрис. Колорит иконы, построенный на сочетании приглушенного оливково-зеленого, коричневой охры, вкраплений красного и черного, несколько упрощенная живописная манера, характерная светотеневая лепка лика с резко подчеркнутыми морщинами на щеках и лбу, где они идут вразлет, говорит о создании иконы в конце XVIII в. Л. Тарасенко.
|