АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег.
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег.
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег. Икона реставрирована. Многочисленные тонировки, золото на нимбе позднее.
Прп. Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря, ставшего центром духовной жизни Московской Руси. Родился в 1314 или 1322 г. в с. Варницы близ Ростова, в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В двадцать три года юноша Варфоломей принимает монашеский постриг под именем Сергий и недалеко от Радонежа основывает обитель Живоначальной Троицы, где устанавливает общежительный устав. Его жизнь и духовные подвиги, в которых главными были служение и любовь к Богу и ближним, стали нравственным примером для братии и мирян. Обладая при жизни даром провидения, он предсказал победу князю Дмитрию Донскому на Куликовом поле, способствовал преодолению усобиц, помогал объединению русских земель. После кончины святой остается покровителем Русского государства, оказывая чудотворную помощь всем, приходящим к нему. Преставился 25 сентября 1392 г. Мощи обретены 5 июля 1422 г. Память — 25 сентября/8 октября и 5/18 июля (обретение мощей).
С середины XV в. почитание прп. Сергия Радонежского становится общерусским. Жития святого составлены иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. и около 1459 г. афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом), более десяти лет прожившим в обители.
Древнейшим сохранившимся образом преподобного является надгробный покров, около 1424 г., вложенный в Троице-Сергиев монастырь московским князем Василием, сыном Дмитрия Донского. Изображения святого в разных иконографических типах писали и в монастырских мастерских, и в других центрах. На этой иконе прп. Сергий представлен по пояс, прямолично, в темной монашеской мантии, парамане, со схимой на плечах. Правая рука прижата к груди, в левой — развернутый свиток с текстом завещания братии: «Внимлите себе // братие всех молю // прежъ имейте // страх Божий и ч(ис)то // д(у)шевную и любов(ь) нелицемерную...». На поле в полукруглом сегменте — «Ветхозаветная Троица», почитанию которой преподобный посвятил всю свою жизнь. В основе изображения образы прп. Сергия, написанные Симоном Ушаковым в 1669 г. и около 1670 г. для Троице-Сергиева монастыря. Иконописец повторяет не только иконографию, но и стиль иконы Ушакова. Однако, следуя традициям «живоподобного» письма царских изографов второй половины XVII в., мастер упрощает приемы написания личного, использует менее сложную колористическую гамму, применяет интенсивную розовую краску для фона. Особенностью является своеобразное перстосложение преподобного, известное в изображениях св. Иоанна Предтечи, пророков и апостолов. В образах святых монахов оно встречается сравнительно редко, такой жест можно видеть в деревянной скульптуре на крышке раки «Прп. Антоний Римлянин», 1573 г., мастер Евтропий Степанов, Новгород; в иконе «Прп. Кирилл Белозерский», третья четверть XVI в. В произведениях XVII в. пророческий жест используется чаще и применяется для передачи особой молитвы святого, получающего на свое обращение ответ. Именно так запечатлен вмч. Никита-воин в молении Богородице на одноименной иконе, написанной Прокопием Чириным.
Т. Нечаева.
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег.
Преподобный Сергий Радонежский. Первая половина XVIII века. Центральная Россия. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег.
<< Назад
Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII века. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег. 31х27,2 см.
 
Далее >>
Преподобный Феодосий Тотемский. Начало XIX века. Русский Север, Тотьма. Дерево, левкас, темпера. 17,1х12,1 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.