|
Преподобный Паисий Великий. Последняя четверть XIX века. Москва. Мастер Р.С. Хрусталев. Медный сплав, литье, серебрение, эмаль. 11,0x9,6 см. На верхнем поле три мелких штыря. Потертость серебрения. На эмали раковины, сколы и небольшие утраты.
В нижних углах средника отлиты инициалы мастера: «Р//Х». Посеребренный меднолитой образ св. Паисия Великого расширяет круг подписных произведений, выполненных московским мастером Родионом Семеновичем Хрусталевым. Имя и инициалы этого талантливого чеканщика остались на многочисленных меднолитых иконах, крестах и складнях второй половины XIX в. Образ прп. Паисия, прославившегося своим подвижническим житием и подвигом пустынножительства в V в., был создан Р.С. Хрусталевым по заказу старообрядческой общины Преображенского кладбища г. Москвы. В московской меднолитой пластике получили распространение два иконографических варианта изображения св. Паисия как в виде небольшого «одновершкового» образка, так и крупной «двухвершковой» композиции. Сочетанием гладкой углубленной поверхности средника, на которой рельефно выступает фигура святого, с широкими полями, украшенными растительным орнаментом в виде виноградной лозы, мастеру удалось создать выразительный образ. Вероятно, икона имела заказной характер и предназначалась для крепления на деревянной основе, что подтверждают сохранившиеся мелкие штыри на верхнем бортике иконы. Московские мастера редко использовали серебрение для покрытия поверхности меднолитых предметов. О поиске новых художественных решений, о создании образа, подобного иконе в драгоценном окладе, свидетельствует это произведение, украшенное серебрением и эмалевой гаммой холодных светло-синих и бирюзовых тонов. Е. Зотова.
|