|
Тайная вечеря. 1914 год. Сергиев Посад. Мастер В.И. Хрустачев. Дерево, резьба. 22х13,2 см. По центру иконы проходит сквозная горизонтальная трещина, на лузге утрачены фрагменты накладного орнамента.
На обороте резная надпись: «образ сей по заказу // [...] // выполнил резчик В.И.Хрустачев // Сергиевский Пос[ад] Московской] г[убернии] // март 1914 г.». В резьбе сергиево-посадских мастеров сюжет «Тайной вечери» получил широкое распространение в конце XIX — начале XX столетия. Его иконографическим источником стали гравюры с одноименной картины Леонардо да Винчи, во второй половине XIX в. печатавшиеся большими тиражами. В этот период аналогичные композиции были популярны не только в разных видах прикладного искусства, но и в живописи. Резчик скорректировал живописный прототип, приблизив его к иконописному варианту. По правилам канона он изобразил Христа с благословляющим жестом правой руки и поставил перед Ним потир. В руку Иуды он вложил мешочек с деньгами. Эта символическая деталь, присутствующая в иконописи, в историческом плане нарушает хронологию событий, поскольку плату за предательство Иуда получил после его совершения. Перспектива зала развернута в плоскости, она стала менее глубокой, по краям композицию обрамляет традиционный велум — фрагмент ткани, означающий, что действие происходит внутри помещения. Такие сложные многофигурные композиции могли исполнять только самые способные резчики-миниатюристы. К ним относился Василий Иванович Хрустачев, сын выдающегося сергиево-посадского резчика-самоучки Ивана Семеновича Хрустачева. Это единственное известное в настоящее время подписное произведение талантливого мастера, продолжившего ремесло своего отца и учителя. Е. Давыдова.
|