|
Портрет Августина (Виноградского), архиепископа Московского и Коломенского. 1810-е годы. Москва. Неизвестный художник. Холст, масло. 93,5х75,5 см. Реставрация домузейная, завершена в 1999 г. Н.А. Воскресенской, Е.С. Чураковой. Холст дублирован. Тонировки. Крупный грунтовый кракелюр.
На портрете изображен архиепископ Августин (Алексей Васильевич Виноградский, 1766—1819). Еще в годы обучения в Перервинской семинарии обратил на себя внимание митрополита Платона (Левшина). В 1794 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1795 г. являлся ректором и учителем богословия Троицкой семинарии, в 1798 г. возведен в сан архимандрита. В 1802 г. назначен цензором при Московском духовно-цензурном комитете, затем ректором МДА. В 1804 г. состоялась его хиротония во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1811 г. принял на себя управление епархией. Пастырские и административные способности иерарха, его патриотизм, радение о спасении церковного и культурного наследия особенно проявились во время Отечественной войны 1812 г., за что он получил наименование «обновителя Московской Церкви и восстановителя ее святыни». В 1814 г. возведен в сан архиепископа, назначен священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, членом Святейшего Синода, в 1818 г. утвержден архиепископом Московским и Коломенским. Большое внимание архипастырь уделял духовному образованию, в частности, по его ходатайству Московская Духовная Академия была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Данный портрет принадлежит к типу парадных, репрезентативных изображений. Иерарх представлен в богослужебном облачении — саккосе, омофоре и митре, с панагией, наперсным крестом и орденом Святого Александра Невского; десницей благословляет, в левой руке — архиерейский жезл без сулока. В живописном решении использован контраст насыщенной колористической и орнаментальной разработки облачения и тонко моделированного письма личного. В стилистике образа заметно влияние художественных традиций XVIII столетия. Можно предположить, что в ряду многочисленных портретов архиепископа Августина, созданных, скорее всего, после событий 1812 г., это один из наиболее ранних. Не исключено, что он происходит из Троице-Сергиевой Лавры или Московской Духовной Академии. С данного или подобного живописного оригинала была исполнена гравюра А. Афанасьева 1822 г., изданная П.П. Бекетовым, где к регалиям иерарха добавлен наградной крест в память Отечественной войны 1812 г. Более распространен другой вариант иконографии архиепископа Августина — в мантии священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры (с образами прпп. Сергия и Никона Радонежских на скрижалях) и черном клобуке, с аналогичными жезлом, панагией, крестом и орденским знаком (портреты первой трети XIX в. из собраний ЦАК МДА, Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры). Во всех указанных изображениях рисунок лица и рук иерарха совпадает почти буквально, что подтверждает устойчивость иконографии архиерейского портрета даже в первой половине XIX столетия. Я. Зеленина.
|