АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Москва, Балканы (?). Шелковая ткань, крашенина, бархат, металлические пуговицы; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 130х26 см.
Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Москва, Балканы (?). Шелковая ткань, крашенина, бархат, металлические пуговицы; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 130х26 см.
Епитрахиль принадлежала, очевидно, некоему архиерею, о чем свидетельствуют как сам факт украшения ее лицевыми изображениями святителей, так и драгоценные материалы, мастерство и исключительное художественное качество.
На епитрахили вышиты фронтально в рост шесть святителей, попарно: Василий Великий и Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский и Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийские. По сторонам от нимбов золотной нитью вышиты их имена. Правые руки святых подняты в святительском жесте, в левых держат Евангелия. Границей клейм служат только поземы и тканая орнаментальная тесьма (по красному фону чередующиеся серебряные и золотные S и Х-образные элементы), которой обшиты края епитрахили. Фигуры — с обобщенным контуром, довольно приземистые, мощные, с большими головами. Черты ликов крупные и очень выразительные. Лики изображены в легком ракурсе, но взгляд обращен на зрителя. Светотеневая моделировка выполнена постепенным переходом стежков более темного шелка в светлый (как бы плавью).
Личное шито очень тонким некрученым шелком телесного цвета «в раскол» и «атласным швом» «по форме». Рисунок передан черным шелком. Доличное шито цветными шелками слабой крутки швами в косой ряд. Зарукавья, кресты на облачениях, Евангелия выделены пряденой золотной нитью «в прикреп», нимбы и омофоры — пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп» по настилу. Первоначальный фон — синяя шелковая ткань. Иордань сшита из турецкого золотного бархата XVII в. (вероятно, пришита позднее). Подкладка — синяя крашенина. В создании епитрахили XVI в. можно предположить участие балканских мастеров на основании ряда признаков: типа ликов святителей с крупными, выразительными чертами, не характерная для русских памятников светотеневая моделировка, выполненная переходом стежков более темного тона в светлый, повторяя живописную «плавь». Этот прием встречается в византийском и сербском шитье XIV—XVI вв. (в древнерусском шитье — только на покрове «Преподобный Сергий Радонежский», 1420-е годы). Тип орнамента на тесьме очень распространен в сербском шитье. Следует учитывать и тот факт, что на епитрахили нет изображения ни одного русского святителя.
А. Силкин.
<< В начало
Собрание Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии
 
Далее >>
Вселенские святители. Епитрахиль. Фрагмент
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.