|
Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Москва, Балканы (?). Шелковая ткань, крашенина, бархат, металлические пуговицы; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 130х26 см. Епитрахиль принадлежала, очевидно, некоему архиерею, о чем свидетельствуют как сам факт украшения ее лицевыми изображениями святителей, так и драгоценные материалы, мастерство и исключительное художественное качество.
На епитрахили вышиты фронтально в рост шесть святителей, попарно: Василий Великий и Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский и Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийские. По сторонам от нимбов золотной нитью вышиты их имена. Правые руки святых подняты в святительском жесте, в левых держат Евангелия. Границей клейм служат только поземы и тканая орнаментальная тесьма (по красному фону чередующиеся серебряные и золотные S и Х-образные элементы), которой обшиты края епитрахили. Фигуры — с обобщенным контуром, довольно приземистые, мощные, с большими головами. Черты ликов крупные и очень выразительные. Лики изображены в легком ракурсе, но взгляд обращен на зрителя. Светотеневая моделировка выполнена постепенным переходом стежков более темного шелка в светлый (как бы плавью). Личное шито очень тонким некрученым шелком телесного цвета «в раскол» и «атласным швом» «по форме». Рисунок передан черным шелком. Доличное шито цветными шелками слабой крутки швами в косой ряд. Зарукавья, кресты на облачениях, Евангелия выделены пряденой золотной нитью «в прикреп», нимбы и омофоры — пряденой золотной и серебряной нитью «в прикреп» по настилу. Первоначальный фон — синяя шелковая ткань. Иордань сшита из турецкого золотного бархата XVII в. (вероятно, пришита позднее). Подкладка — синяя крашенина. В создании епитрахили XVI в. можно предположить участие балканских мастеров на основании ряда признаков: типа ликов святителей с крупными, выразительными чертами, не характерная для русских памятников светотеневая моделировка, выполненная переходом стежков более темного тона в светлый, повторяя живописную «плавь». Этот прием встречается в византийском и сербском шитье XIV—XVI вв. (в древнерусском шитье — только на покрове «Преподобный Сергий Радонежский», 1420-е годы). Тип орнамента на тесьме очень распространен в сербском шитье. Следует учитывать и тот факт, что на епитрахили нет изображения ни одного русского святителя. А. Силкин.
|