АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).По церковному преданию, сорок Каппадокийских воинов-христиан, находившихся на службе у военачальника-язычника в армянском городе Севастии, были подвергнуты наказанию — пробыть ночь раздетыми на льду замерзшего озера, на берегу которого была растоплена баня. Один воин, не выдержав мучений, вошел в баню и на пороге упал замертво. Он изображается скрывающимся в здании, а предназначенный ему венец, которого он лишился, отделен от остальных. Стражник Аглаий, увидев над головами воинов венцы, присоединился к мученикам. На иконе он представлен в одеянии. В верхней части композиции — благословляющий Господь и венцы мучеников. Эта иконография возникает в древности и существует на протяжении столетий почти без изменений. Изображение на публикуемом памятнике близко к новгородской софийской таблетке конца XV в.
Сюжеты на таблетке объединены календарным принципом: оба праздника отмечаются в марте и знаменуют начало весны и нового года (по мартовскому летосчислению). Память сорока мученикам Севастийским — 9/22 марта, Благовещение — 25 марта/7 апреля. В народном календаре на «Сорок мучеников» ожидали прилета первых птиц и пекли «жаворонки» — фигурки птиц из теста. На Благовещение было принято выпускать птиц на волю.
Таблетка принадлежит искусству второй трети XVI в. В обеих композициях личное написано тонко, темной охрой по зеленоватому санкирю, с плавными переходами от одного красочного слоя к другому, с легкой подрумянкой.
Автор таблетки мастерски владеет рисунком: лики святых с характерными мелкими чертами показаны в разных ракурсах, фигуры — в разнообразных позах и со сложной жестикуляцией. Красочная гамма состоит из темных насыщенных тонов, краски плотные, пробела острые, зигзагообразные. Сложно построенное пространство разделено на несколько планов.
Стилистические и иконографические особенности этого произведения характерны для живописи развитого XVI в. и встречаются в искусстве Новгорода и Москвы.
Т. Нечаева, Л.Тарасенко.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона).
<< Назад
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (лицевая сторона)
 
Далее >>
Блаженный Лаврентий Калужский. Первая половина XIX века. Калуга. Дерево, левкас, смешанная техника. 24,4x20,2 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.