|
Благовещение Пресвятой Богородицы. Сорок мучеников Севастийских (оборотная сторона). По церковному преданию, сорок Каппадокийских воинов-христиан, находившихся на службе у военачальника-язычника в армянском городе Севастии, были подвергнуты наказанию — пробыть ночь раздетыми на льду замерзшего озера, на берегу которого была растоплена баня. Один воин, не выдержав мучений, вошел в баню и на пороге упал замертво. Он изображается скрывающимся в здании, а предназначенный ему венец, которого он лишился, отделен от остальных. Стражник Аглаий, увидев над головами воинов венцы, присоединился к мученикам. На иконе он представлен в одеянии. В верхней части композиции — благословляющий Господь и венцы мучеников. Эта иконография возникает в древности и существует на протяжении столетий почти без изменений. Изображение на публикуемом памятнике близко к новгородской софийской таблетке конца XV в.
Сюжеты на таблетке объединены календарным принципом: оба праздника отмечаются в марте и знаменуют начало весны и нового года (по мартовскому летосчислению). Память сорока мученикам Севастийским — 9/22 марта, Благовещение — 25 марта/7 апреля. В народном календаре на «Сорок мучеников» ожидали прилета первых птиц и пекли «жаворонки» — фигурки птиц из теста. На Благовещение было принято выпускать птиц на волю. Таблетка принадлежит искусству второй трети XVI в. В обеих композициях личное написано тонко, темной охрой по зеленоватому санкирю, с плавными переходами от одного красочного слоя к другому, с легкой подрумянкой. Автор таблетки мастерски владеет рисунком: лики святых с характерными мелкими чертами показаны в разных ракурсах, фигуры — в разнообразных позах и со сложной жестикуляцией. Красочная гамма состоит из темных насыщенных тонов, краски плотные, пробела острые, зигзагообразные. Сложно построенное пространство разделено на несколько планов. Стилистические и иконографические особенности этого произведения характерны для живописи развитого XVI в. и встречаются в искусстве Новгорода и Москвы. Т. Нечаева, Л.Тарасенко.
|