|
Спас Вседержитель. Конец XIX — начало XX века. Москва. Фирма И.Ф. Тараброва. Дерево (кипарис), левкас, темпера. Оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение, эмаль, стразы, жемчуг. 36х31,5 см. Поступила из кабинета Патриарха Алексия I в резиденции Московской Патриархии в Чистом переулке в 1971 г. Не реставрирована. Загрязнения пятнами, потертость золочения.
Образ из собрания ЦАКа принадлежит к редким и высокохудожественным произведениям искусства эпохи модерна. На публикуемой иконе дано необычное погрудное изображение Спаса, двуперстно благословляющего и прижимающего к груди раскрытое Евангелие. Подобные изводы были распространены в русском искусстве XII—XIII вв., в XVII столетии возрождается интерес к этой иконографии. В более позднее время такие произведения становятся популярны в суздальских иконописных селах — Палехе, Мстере, Холуе. Возможно, они восходят к иконе Спасителя из Воскресенского собора г. Тутаева, особо чтимой старообрядцами. По преданию, она была написана в XIV в. и служила «небом» в деревянном храме, чем объясняется погрудный срез фигуры и положение рук, плотно прижатых к торсу. Ближайшей аналогией представленному памятнику является икона «Спас Вседержитель с Евхаристией и избранными святыми» первой трети XIX в. палехского иконописца Василия Хохлова. В церковном искусстве конца XIX — начала XX в. происходит нарастание интереса к древнерусскому наследию, мастера копируют старые образцы, работают в «русском стиле». В живописи мастер следует традициям объемного иллюзионистического письма, вместе с тем в соответствии с новыми требованиями иконописец подчеркивает аскетизм облика Спасителя и придает иконе в целом вид древнего памятника, покрывая поверхность темным лаком «под старину». В украшении оклада мастер целиком следует принципам искусства модерна. В красочной гамме использованы характерные сочетания цветов — голубого, синего, сине-зеленого с вкраплениями темно-вишневого. Художественному языку этого направления принадлежат сложные, прихотливо изогнутые цветочные и растительные формы орнаментов. Своеобразие памятнику придает включение в декоративный ряд изображений виноградных гроздей на верхнем поле и размещение по краю нимба крупных жемчужин. Икона в окладе сделана в мастерской известного московского ювелира И.Ф. Тараброва. На окладе имеются клейма: Московского окружного пробирного управления (1899—1908 гг.) с инициалами управляющего округом Ивана Сергеевича Лебедкина — в овальном щитке проба «84», «головка в кокошнике», повернутая влево, вертикальные буквы «ИЛ»; а также клеймо мастера Ивана Филипповича Тараброва, владельца мастерской золотых и серебряных изделий (1893—1913) — «И.Т.». Т. Нечаева.
|