|
Афон Апостол Филипп. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 31,6х23,5 см. Икона реставрирована. Небольшие утраты левкаса. Отдельные выбоины и царапины.
Иконография апостола Филиппа, изображенного безбородым, с короткими темными волосами, канонична. Он представлен фронтально, со свитком в руках. Икона написаны в традициях, близких к живоподобному письму. Манера исполнения характерна для греческой живописи середины — второй половины XVIII столетия. Лики написаны по серо-оливковому санкирю с яркими белильными высветлениями по форме. У уголков глаз, носа, на лбу положены точные белильные движки. В изображении ап. Филиппа отсутствуют интенсивные пробела и белильные движки, подрумянка на щеках и в центре лба легкая и еле заметная; верхняя губа оттенена коричневым, нижняя — нежно-розовая с мягким высветлениями. Мастер стремился к максимальной сглаженности всех резких переходов, настолько, насколько это возможно для живописи XVIII столетия, характеризующейся в целом четким построением объема. Манера исполнения близка к таким произведениям, как «Три отрока в печи огненной» из Протатона на Афоне, XVIII в.; «Мученик Меркурий», Афон, XVIII в., ГИМ. Схема построения композиции и изображения заднего плана иконы «Евхаристия» аналогична «Сошествию во ад» из монастыря Иоанна Богослова на Патмосе второй половины XVIII в. Как показывают перечисленные аналогии, весьма возможно, что эти иконы связаны с Афоном. Они составляют один комплекс и, видимо, являлись частью одного эпистилия темплона. Очевидно, что эпистилий, в который входили эти иконы, имел в своем составе изображения избранных святых и праздников. Н.Герасименко.
|